От Дуная до Лаоса

От Дуная до Лаоса

От Дуная до Лаоса пролёг жизненный путь ветерана Великой Отечественной войны нарофоминца Леонида Герасимовича Чёрного.

Когда в редакции Основы» узнали, что в Наро-Фоминском совете ветеранов работает Леонид Герасимович Чёрный, который встречался с королевой Великобритании, то решили, что с ним надо непременно побеседовать. При этом выяснилось, что встреча с королевой действительно была в его биографии, но занимает в ней далеко не главное место.

Леонид Герасимович родом из Одесской области. До войны успел окончить шесть классов, а после освобождения деревни от немцев пошёл

в школу военной подготовки допризывников, а затем был мобилизован в истребительный батальон, где с марта по сентябрь 1944 года выполнял различные задания, в том числе по вылавливанию прятавшихся в камышах румынских солдат, бежавших из плена. В сентябре 1944 года был призван в армию и попал в 29-ю резервную дивизию, в которой бойцов специально готовили к штурму Берлина: учили уличным боям и прочим премудростям. После двух-трёх месяцев подготовки солдаты в качестве пополнения поступали в распоряжение частей 3-го Украинского фронта. О своём участи в Великой Отечественной войне Леонид Герасимович скромно говорит так: не должен был попасть на фронт, но случайно там оказался.

Дело было так. Ему с напарником было приказано сопровождать к месту назначения три роты пополнения. Когда прибыли в район озера Балатон, туда прорвалась немецкая танковая дивизия. В результате стремительного боя два наших полка – 182-й и 184-й, ранее снятые с передовой для отдыха и пополнения, были почти полностью разгромлены. Они на тот момент были настолько «истрёпаны» в тяжёлых боях, что дать настоящий отпор обрушившейся на них лавине не смогли. Леонид Герасимович стал участником и свидетелем кровопролитных боёв в Венгрии, где в результате коварных операций противника было взято в плен большое число наших солдат и офицеров («Основа» уже писала об этом в публикации, посвящённой воспоминаниям верейца Бориса Ильича Морозова, ныне покойного). Леонид Герасимович получил два осколочных ранения, на которые тогда почти не обратил внимания, а сейчас они дают о себе знать.

Этот и другие малоизвестные эпизоды он рассказывает на встречах с молодёжью. Например, как провокаторы, засевшие на верхних этажах и чердаках домов, обливали кипятком колонну пленных. О моральном облике фашизма говорит и другой факт. Не надеясь на дальнейшие военные победы, упомянутая танковая дивизия повернула на запад, в наш тыл, где в бывших поместьях и санаториях размещались наши госпитали. В пьяном виде каратели врывались в помещения, где находились раненые, и чинили над ними расправу. Они в буквальном смысле вырезали несколько тысяч человек. Об этом историки пишут так витиевато, что только тот, кто там был, может понять, о чём идёт речь… Когда бой закончился, командир 184-го полка полковник Грызлов приказал Чёрному и его напарнику: «Сейчас же возвращайтесь в свою часть, пока живы!»

Победу Леонид Герасимович встретил в столице Австрии Вене, точнее, в городе Клостернайбург, где служил в составе отдельного дивизиона торпедных и бронекатеров Краснознамённой Дунайской флотилии. Торпедные были американские, переданные по лендлизу, а бронекатера – наши. Когда окончилась война, американцы потребовали: или заплатите или отдайте. Пришлось все их катера сдать. Связывали по несколько штук и на буксире тащили их до Италии, где передали американцам. «Мы надеялись в Америку попасть, но не получилось», — шутит ветеран.

После победы служил в разных частях в разных странах, в том числе в Югославии, где ему пришлось некоторое время работать заместителем советского торгпреда. За ту службу был награждён югославским орденом и двумя медалями. По случаю какого-то праздника президент Югославии И.Б.Тито устроил приём, на который были приглашены торгпред и его заместитель. Там простой деревенский парнишка впервые увидел, что такое роскошь. Был до глубины души поражён и до сих пор не забыл потрясение, которое испытал, ощутив, какая пропасть лежит между сильными мира сего и трудовым народом.

После демобилизации с 1951 по 1956 год работал на Завальевском графитовом комбинате и учился в школе рабочей молодёжи. В 1956 году вместе с женой поехали в Москву попытаться поступить в Московский горный институт, маленькую дочку оставили с бабушкой. Думали, что хоть один из них поступит, а поступили оба. Судили-рядили, как быть, как прожить на стипендию, как быть с ребёнком. Но по совету ректора вуза решили учиться оба, благо, бабушка согласилась обеспечить надёжный тыл: взяла на себя уход за внучкой.

В 1961 году молодые специалисты были направлены на работу на Алмалыкский горно-металлургический комбинат. Там Леониду Герасимовичу сразу предложили должность начальника смены, но он отказался и попросил для начала дать ему возможность поработать на самой начальной ступени этого производства – флотатором. Директор удивился: «Тебе может понадобиться несколько лет, чтобы пройти этот путь!» Но Чёрный настоял на своём. За полгода, освоив несколько специальностей, поработав месяц-полтора на разных должностях, он стал начальником смены, потом начальником главного корпуса, главным инженером, а через десять лет – директором свинцово-цинковой обогатительной фабрики. Впоследствии он вырос до заместителя директора комбината.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Двигаясь по служебной лестнице, Леонид Герасимович досконально изучил производство и понял, что авральный метод, процветавший на фабрике, развращает рабочих, что можно достичь большего при меньших затратах, если кардинально изменить организацию труда. Согласившись возглавить фабрику, он получил карт-бланш в министерстве цветной металлургии и обещание, что если выведет её в передовые, то получит звание Героя Соцтруда.

Чёрному удалось перестроить не только производство, но и психологию рабочих. Помогло знание всех звеньев производственной цепи и опора на достижения науки. Фабрика стала получать переходящие знамёна и другие награды. Но союзное министерство не смогло выполнить данное директору обещание. Вмешалась политика, ведь комбинат, хоть и подчинялся напрямую Москве, имел узбекскую территориальную принадлежность. Присвоить звание Героя русскому директору фабрики, в то время как директор комбината его не имел, было почти невозможно. Так Л.Г.Чёрному к уже имевшемуся ордену «Знак Почёта» добавили не звезду Героя, а орден Трудового Красного Знамени. Позже, после командировки в Лаос, где он два года работал главным инженером горно-обогатительного комбината, откуда в Советский Союз поступало столь нужное нам олово, Л.Г.Чёрного наградили вторым орденом «Знак Почёта».

За почти 36 лет работы на комбинате Л.Г.Чёрным написано и опубликовано десять научных статей, внедрено два изобретения и 67 рационализаторских предложений! Но самое главное – фабрика, где он директорствовал больше десяти лет, изменилась до неузнаваемости. Коротко рассказать о том, как это произошло, вряд ли получится, а читатели, конечно, ждут рассказа о встрече с английской королевой.

Весной 1973 года герой этого очерка в составе группы советских металлургов был командирован в Лондон на Х международный конгресс по обогащению полезных ископаемых. По завершении конгресса советская делегация совершила экскурсионную поездку по всей Англии, после чего королева Англии Её величество Елизавета вторая пригласила всех членов делегации на приём-банкет. Почему было принято такое решение, точно не известно, но Л.Г.Чёрный предполагает, что одной из причин послужила необходимость восстановления хороших отношений с Советским Союзом после напряжённости, которая возникла из-за дипломатического скандала и высылки из Великобритании нескольких наших разведчиков, а также шумихи, поднятой из-за этого в западной прессе.

Как бы то ни было, но наши металлурги получили приглашения на высочайший приём. На этом приёме Леонид Герасимович удостоился чести не просто формально поцеловать королевскую ручку, но даже поговорить с королевой. Благодаря стечению обстоятельств, а может, из-за его незаурядных внешних данных и флотской выправки, она именно у него спросила (через переводчика, разумеется) о впечатлениях от поездки по стране. И получила обстоятельный ответ – на каких предприятиях побывала делегация, и что его, как специалиста, особенно впечатлило. Ответ Елизавете понравился, и она лично угостила своего визави вином.

После, гуляя по залам королевского дворца и любуясь их великолепием, он вспоминал Югославию 1945 года, где впервые увидел нечто подобное.

Во многих странах побывал Леонид Герасимович, представляя советскую цветную металлургию. В 1977 году ему поручили возглавлять нашу правительственную делегацию во Франции, сформированную Государственным комитетом по науке. Эта делегация должна была подготовить документы для подписания их первыми лицами наших стран – Л.И.Брежневым и В.Ж.д’Эстеном. Работа была и сложная, и очень ответственная – надо было найти компромисс по многим позициям, где-то пойти на уступки французам, где-то настоять на своём. Результат был достигнут. После подписания документов и банкета-фуршета членам делегации дали возможность отдохнуть в Париже. И не просто отдохнуть: удовлетворялись все их просьбы – от гастрономических, до культурно-развлекательных. Хотите в Мулен Руж – пожалуйста, лучшие билеты. Хотите прогулку по Сене – лучшие каюты в лучшем теплоходе. Леонид Герасимович вспоминает об этом с улыбкой и с благодарностью к людям, которые по заслугам оценили труд его и коллег.

Комбинат, которому отданы лучшие годы, фабрика, которой Чёрный вправе гордиться, сейчас оказались за границей. К счастью, в Узбекистане русских инженеров и рабочих не называют оккупантами, как в Прибалтике, где они тоже построили заводы и фабрики, в том числе знаменитый ВЭФ, и в некоторых других бывших советских республиках. К юбилею предприятия в Алмалыке готовится книга, к Чёрному обратились с просьбой прислать воспоминания и фотографии, пригласили на юбилейные торжества.

В Наро-Фоминск Леонид Герасимович с супругой переехали по просьбе дочери. Надо заметить, что дочь, зять и внучка окончили тот же институт, что и они с женой. Внучка в то время была студенткой, родители, месяцами пропадавшие в командировках, настояли на том, чтобы дедушка и бабушкой стали для неё таким же надёжным тылом, какой был у них самих во время учёбы. «Приезжайте, будете жить, как люди!» — так по-одесски рассказывает об этом приглашении счастливый дед. Судя по фотографиям, у него с внучкой полное взаимопонимание. Она не только предприняла самостоятельное путешествие по местам, где воевал и служил Леонид Герасимович, но и сопровождает его на разных мероприятиях. Благо, он человек активный, без дела не сидит. Собрал и продолжает пополнять семейный альбом, много читает и подмечает в книгах ошибки, исправляет их, делая на полях пометки.

В начале 2010-х годов Л.Г.Чёрный получил предложение из республики Колумбия занять должность заместителя директора Горного департамента этой страны. «Неужели поедет?! – ахнули все, узнав об этом. Но поразмыслив, поняли, что Колумбия при его участии в этой отрасли рванёт вперёд. Сам он считал эту страну очень интересной для себя как специалиста. Но родные не отпустили, как они без него?!

Л.Г.Чёрный умер в 2017 году. Все, кто был хотя бы коротко знаком с ним, ценили его отзывчивость и доброжелательность, умение выслушать, искреннюю готовность помочь и советом, и делом. Он был настоящим патриотом, верил в будущее России и делал всё, что было в его силах, чтобы передать эту веру и убеждённость другим.

Татьяна Окулова.

Источник: Администрация Наро-Фоминского городского округа