Аниме – как культ вечной юности

Аниме – как культ вечной юности

В субботу, 23 апреля, мне довелось побывать на Фестивале аниме в ТРЦ «Акварель». В программе фестиваля значились разнообразные мероприятия – лекции, мастер-классы по оригами, выступления музыкантов. Но лично мне хотелось посмотреть на костюмированное дефиле, в процессе которого участники будут косплеить (изображать) различных аниме-персонажей. Поэтому я подъехал в «Акварель» за полчаса до начала дефиле.

Первое что бросается в глаза, когда входишь на фестивальную площадку – обилие девушек. Примерно 90% посетителей фестиваля и участников дефиле – это девушки. Немногочисленные парни, видимо, просто сопровождали подружек и свою причастность к культуре аниме не афишировали. Из чего можно сделать вывод, что субкультура аниме в России – сугубо девичья.


В фестивальный костюм был облачен только один парень – в костюм человека-паука. «Паучок, ты же из «Марвел», а не из аниме, как ты здесь оказался?» - спросил я его. «По «Марвел», к сожалению, у нас фестивали не проводятся, поэтому я вот сюда из Москвы приехал», - ответил паучок.


Еще до начала дефиле я сфотографировал тех девушек в костюмах, которые привлекли мое внимание:







А это помещение гримерки для участниц дефиле:


Попутно я сфотографировал лотки фестивальной торговли:



Ассортимент - сувениры, фенечки. Причем фенечки совсем не анимешные. Например, на втором фото я вижу на обложках сувенирных блокнотов символику серии компьютерных игр The Elder Scrolls – этот созданный западными разработчиками фэнтезийный мир к культуре аниме не имеет ни малейшего отношения.

А еще мне удалось поговорить с самой анимешной девочкой из всех, кто был на фестивальной площадке. Ее зовут Akura Chan, и она является талисманом этого фестиваля.


Степень погружения Акуры в образ поразительна. Я подписан на Ютубе на китайских и японских блогерш, рассказывающих на русском языке о своих национальных традициях и культурных особенностях. Так вот Акура на них поразительно похожа – мимикой, голосовыми интонациями, пластикой, фигурой, и заговори она по-японски, никто бы и не догадался, что это русская девочка.

Было бы время, я бы сделал с Акурой большое и интересное интервью о субкультуре аниме в России. Но дефиле вот-то должно было начаться и времени не было. Я задал только один вопрос:

«Уместно ли такой, достаточно экзотический фестиваль проводить накануне Пасхи?»

«Мы считаем, что да, - ответила она. – Современный мир – это разнообразие культур. Человек должен уметь отстаивать, свои принципы, свою личность, свою культуру, и при этом терпимо относиться к другим культурам и идеям».

По-моему, достойный ответ на достаточно провокационный вопрос.

И вот несколько фотографий непосредственно с дефиле:








Дожидаться завершения дефиле я не стал, поскольку все интересные костюмы уже сфотографировал.

И несколько слов о субкультуре аниме в завершение. Поскольку никаких комиксов вообще, и в частности азиатских анимешных комиксов, в догорбачевском СССР не было, да и сейчас комиксы у нас не слишком популярны, основные пути проникновения аниме в Россию – это кинематограф и компьютерные игры.

Я помню, когда впервые столкнулся с анимешной стилистикой в играх, она мне очень не понравилась. Персонажи с лицами и фигурами подростков. Девочки в стрингах и бронелифчиках, размахивающих своими хилыми, тоненькими ручонками гигантскими мечами, длиной раза в полтора больше, чем рост самих девочек. И в антураже вся эта слащавая милота-милота-милота, от которой хочется плеваться и ругаться матом. Не хочу я эту азиатчину, хочу нормальную, европейскую стилистику.

Но, увы, на игровом рынке в жанре ММОРПГ азиатских игр появляется в десять, а то и в двадцать раз больше, чем европейских. Поэтому привередничать особо не приходится. Одна азиатская игры, другая, «Айон», «Архейдж», пятая игра, десятая, - и ты постепенно привыкаешь к аниме, к азиатской стилистике. И эта стилистика даже начинает нравиться.

А с истоками культуры аниме мне помогла разобраться китаянка Мэнсюэ, ведущая блог для русскоязычных подписчиков. По ее словам, идеалом, эталоном женской красоты в Китае является девочка-подросток:


Поэтому взрослые китайские женщины ложатся под нож пластического хирурга, чтобы сделать глаза как у девочки, чтобы лицо стало более округлым, чтобы имитировать подростковую упругость кожи, чтобы ни единой морщинки не было видно. Китайские женщины изнуряют себя жуткими диетами, чтобы весить не более 50 килограммов и носить подростковую одежду. Впрочем, чего я тут пересказываю? Послушайте ее сами:

В Японии, кстати, аналогичная ситуация. Посмотрите любой японский музыкальный клип – так скачут и поют сплошь подростки-школьники. И культура аниме именно из этого восприятия сексуальности и красоты проистекает. Аниме – как культ вечной юности.

Андрей Воронин.

Фото автора.

Источник: Пушкино сегодня