О бедном Черкизе замолвили слово

О бедном Черкизе замолвили слово

Еще один материал, более детальный, теперь уже известного пушкинского краеведа Игоря Прокуронова, о 10-х Черкизовских чтениях, прошедших в РГИТИСе 2 апреля.

Предыдущий материал, Андрея Воронина - Черкизовские чтения – уже в десятый раз!

***

Невиданной силы снегопад, обрушившийся на нас 2-го апреля, отнюдь не испортил теплой и дружеской атмосферы, царившей на собрании в одном из университетских корпусов на берегу Клязьмы.

…А начиналось все четыре года назад, когда автору этих строк удалось заманить наших известных краеведов, двух Александров – Братанова и Толмасова, в московское Черкизово, где при храме пророка Божия Илии проходили вторые по счету Чтения (см. заметку: «О Черкизово, Черкизовских чтениях и Царевиче, которого не было» // Край родной. 02.03.2018 // https://pushkino.tv/news/kray-rodnoy/126595/ =).

С тех пор участие в них стало традиционным…

Часть первая.

РГУТиС, ЧЕРКИЗОВО

Представительное собрание, ознаменовавшее десятые, уже юбилейные Черкизовские чтения, проходило на территории Российского государственного университета туризма и сервиса (РГУТиС), что в нашем Черкизове, при крайне благожелательном отношении руководства этого ВУЗа и, в первую очередь – его проректора Ивана Васильевича Иванова, проделавшего большую подготовительную работу.

При этом нельзя не поблагодарить и наших неутомимых общественников, Анну Грабилину и уже поименованных Александров – Братанова и Толмасова, которые не только содействовали успешному проведению мероприятия, но и, можно сказать, досыта накормили его изрядно проголодавшихся участников.

Ну и, конечно – бессменный инициатор и организатор Чтений, по сути, их душа – ученый секретарь московского Межприходского Православного Историко-Краеведческого Общества (МПИКО) Анна Витальевна Лазарева.

Среди присутствовавших – председатель Совета Московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) Алла Алексеевна Громинова; председатель Пушкинской окружной общественной организации Союза краеведов России Василий Васильевич Панченков; председатель Мытищинского объединения краеведов, зав. сектором краеведения Библиотечно-информационного центра Сергей Алексеевич Ветлин; видные краеведы Е.И. Протогенова (Королев), В.С. Фролов (Мытищи), П.А. Киселев, В.А. Парамонов, Ю.М. Шумов (Пушкино) и многие-многие другие.

Торжественное открытие Чтений началось в университетском храме-часовне Александра Невского, где благодарственный молебен отслужил известный церковнослужитель, почетный настоятель черкизовского Покровского храма протоиерей о. Федор (Веревкин).

Храм-часовня Александра Невского. РГУТиС

Протоиерей о. Федор (Веревкин) в храме-часовне Александра Невского. Фото: А. Толмасов

А неподалеку от часовни, на Клязьме было замечено необычных очертаний чудо техники, призванное очистить реку близ бывшей черкизовской мельницы и руин старых фабричных корпусов на противоположном берегу.

Дноочиститель на р. Клязьме на фоне корпусов черкизовской фабрики XIX – нач. ХХ вв. Фото: И. Прокуронов

Тем временем в конференц-зале была развернута выставка-продажа краеведческой литературы и прессы (из разговоров с коллегами: администрация соседнего Мытищинского округа активно поддерживает краеведов – при ее содействии только за последнее время издано уже несколько десятков (!) книг. А у нас?).

Краеведческая литературы на 10-х Черкизовских чтениях

Собственно же Чтения начались с сообщения проректора Университета, доцента и кандидата юридических наук И.В. Иванова «70 лет РГУТиС: страницы истории». Содержательный доклад сопровождался видеороликом из жизни института 1970-х гг. с участием молодого, полного сил и энергии «всесоюзного кутюрье» Вячеслава Зайцева…

Кадры из видеоролика, посвященного 70-летию РГУТиСа с участием В. Зайцева.

Затем выступила Людмила Ивановна Исаева, старейшая работница черкизовской фабрики «Экспортнабивткань», с интереснейшим рассказом об истории этого старейшего производства, его людях и производимой прежде продукции; при этом была продемонстрирована уникальная коллекция расписных платков.

Л.И. Исаева и ее платочная коллекция

Геральдист А.А. Братанов поведал о том, как зарождалась фабричная промышленность в нашем Черкизове, какие люди стояли у ее истоков. А перед выступлением докладчику в ознаменование его заслуг на ниве краеведения В. Панченковым была вручена Почетная грамота администрации округа Пушкинский.

Вручение Почетной грамоты А.А. Братанову

Е.И. Протогенова посвятила свой доклад малоизвестным деяниям Петра I.

Эмоционально и насыщенно прозвучало выступление В. Панченкова, осветившего творчество поэта Дмитрия Кедрина, в 1930-1940-х гг. жившего в Черкизове, и чье наследие продолжает привлекать всеобщее внимание.

А известный «передвижной библиотекарь» Алексей Иванович Житарь поделился результатами своих изысканий и продемонстрировал уникальные документы о когда-то существовавшем в Черкизове аэродроме, что вызвало повышенный и неподдельный интерес публики.

Всех буквально заворожил православный музыкант и педагог Сергей Бурлака (п. Черкизово), в своем выступлении рассказавший о неизвестных подробностях жизни черкизовской «Народной консерватории», ее выдающихся музыкантах и музыкальных традициях. Доклад сопровождался демонстрацией редких кадров фото- и кинохроники.

Докладывает Сергей Бурлака

Нельзя не отметить и выступление преподавателя МГУ им. М.В. Ломоносова Ивана Крылова «Три часовни архитектора Семена Митрофановича Ерофеева»; докладчик рассказал о творце известной часовни в Тарасовке в память 1812 г. и о других его памятниках, в частности, часовни под Звенигородом.

А теперь о главных «действующих лицах»…

Часть вторая.

ЧЕРКИЗЫ, ЧЕРКИЗОВЫ И…

Поскольку автору настоящего опуса тоже довелось выступить на прошедших Чтениях (доклад назвался «В Черкизове – казаки, на Клязьме – слякоть, в Пушкино – высота»), позволю себе несколько слов по поводу Черкизова, других селений-близнецов-синонимов и кое-чего еще.

Ну, априори, Черкизово – село казачье (от черкиза=черкаса=казака). А где-то неподалеку, на Клязьме, была когда-то деревня Поткинская.

Поэтому – присказка.

…Собрался как-то ехать в стольный Киев-град «дорогой прямоезжею» старый казак Илья Муромец. А на границе Земли вятичей, нашей земельки, встречает его местный предводитель – Соловей (это потом враги его «разбойником» назвали). Ну, одолел, видно, казак вятического «погранца» и привез его на княжеский двор…

Так, может, та памятная «встреча» состоялась у нас в Черкизове? Потому как в названии села – память о казаках (и об Илье Муромце?), а Поткинская деревня – это, точно, от «потки», певчей птички. А кто лучший пернатый певец? – понятно, Соловей!..

Оно, конечно, сказка ложь, да в ней намек…

Теперь серьезно.

…Уже в какой раз во всеуслышание транслируется все та же «Сказка о Балде…», сиречь, о «татарском царевиче Черкизе (Серкизе)», основателе сел Черкизовских. Старая сказка, с прошлого века...

Понятна «упертость» тех, кто не читает современной научной литературы. Но уж мы-то с вами хоть Интернетом пользуемся, где черным по белому написано: «ПО ДОКУМЕНТАМ XIV В. СУЩЕСТВОВАНИЕ СЕРКИЗА НЕ ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ». Правда, разбавляется это стандартным реверансом со ссылкой на С.Б. Веселовского более чем полувековой давности: «Согласно Государеву родословцу, царевич из Большой орды по имени Серкиз (Черкиз) выехал с многочисленным войском и провизией на Русскую службу к великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому. Царевич был крещён под именем Иван» (Веселовский С.Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969). Что в свое время было «на ура!» воспринято всей советской общественностью (кстати, сам Веселовский был антисоветчиком!). А романисты заставили «неместного» героя бодро скакать по страницам своих, надо сказать, порой весьма талантливых произведений (см. очерк А. Братанова и В. Парамонова «Серкизы на Руси» // Газ. «Маяк». 31.08.2016).

Так вот.

На самом деле, господа апологеты, надо бы знать, что сталинский академик Веселовский для обоснования своей версии («Черкизово – от ордынского царевича Черкиза») ссылался лишь на один-единственный документ под названием «Государев родословец». Но, на беду, таковой не сохранился, нету такой книги! Осталась лишь ее «наследница» – «Бархатная Книга» XVIII в., где значится только: «Род Старковых. У Андрея у Серкиза были 2 сына: Федор бездетен, да Федор же Старко, а у Федора – сын Иван…» (Родословная книга князей и дворян российских и выезжих... М., 1787. Гл. 33, № 260).

И все!.. А где здесь татарский царевич, где его «многочисленное войско и провизия»? А?..

Прокол, получается…

Стоит лишь добавить, что рассуждения про Черкиза и Черкизово стали тиражироваться лишь после ухода академика в мир иной. К тому же, заметим, многие его построения подвергались и подвергаются обоснованной критике…

Так что не Веселовским единым…

С.Б. Веселовский – студент. Оригинал: Дубровский А.М. Степан Борисович Веселовский. Интеллектуальная биография (1876-1952 гг.). Учебное пособие. Брянск: «Курсив», 2015 -104 с.

С.Б. Веселовский в зрелом возрасте. Оригинал: evgeniy_efremov. 16 мая 2020 // https://evgeniy-efremov.livejournal.com/122701.html?amp=1

А современные исследователи относят старомосковские «нетитулованные» боярские фамилии Старковых и Серкизовых к числу «ложных чингизидов», которые в действительности были не татарами, а вовсе – русскими!.. А их родословные легенды о выезде предков «из Орды» были «нарисованы» только в XVI в., когда нечто подобное было в порядке вещей (навскидку про это: Беляков А.В. Чингизиды в России. Просопографическое исследование. Рязань, 2011; Кузьмин А.В. Титулованная и нетитулованная знать Северо-Восточной Руси XIII – первой четверти XV в. (историко-генеалогическое исследование). Автореф. дисс. …канд. истор. наук. М., 2017 и мн. др.).

Что же касается имени Черкиз (Серкиз), то, по-видимому, встарь оно было в обычае среди населения казачьих земель – вот только два вновь выявленных примера: ЧЕРКИЗ АХМЫЛОВ из Писцовых книг Рязанского края и ЮШКА ЧЕРКИЗОВ из «Путивльских книг». А уж всякого рода Черкашениных, Черкасов, Черкасских и, вообще, казаков-«отоманов» – несть им числа!..

Вот и получается, что многочисленные Черкизы-Серкизы – это «близнецы-братья» казаков-черкасов, ранее прозывавшихся еще и торками-берендеями (см. Н.М. Карамзина). Отсюда – и многочисленные села и деревни Черкизовы-Серкизовские, Черкасовы, Торчины и Берендеевы. Поселения, изначально располагавшиеся по границе Земли вятичей!..

Вот она, карта.


Схематическая карта селений Черкизовых и сходных по смыслу «дубликатов» на границе Земли вятичей

Так что, прощай, «татарский царевич Черкиз»!

И никакой иронии, господа!..

Игорь Прокуронов

Источник: Пушкино сегодня