Пушкино на дороге к Троице – 12

Пушкино на дороге к Троице – 12

Продолжаем публиковать цикл материалов пушкинского краеведа Игоря Прокуронова к 160-летию Московско-Троицкой железной дороги.

Предыдущие статьи:

- Пушкино на пути к Троице

В 2022 г. исполнится 160 лет со дня открытия движения по Московско-Троицкой железной дороге, соединившей столицу с нашей святыней – Троице-Сергиевой лаврой. Заметной остановкой на новой магистрали была станция Пушкино

- Пушкино на пути к Троице – 2

«Сопровождать нас назначены были переводчик и важный сотник…» - подзаголовок очередной статьи

- Пушкино на пути к Троице – 3

Перенесемся в восемнадцатое столетие. Почти триста лет назад. До постройки нашей «чугунки» – еще более ста лет. Как к Троице хаживали Русские Императрицы?

- Пушкино на дороге к Троице – 4

В этом материале. пройдемся к Троице вместе с «российским историографом», немцем-академиком ГЕРХАРДОМ ФРИДРИХОМ МИЛЛЕРОМ (МЮЛЛЕРОМ), который оставил нам в наследство свои «Поездки в Троицкой Сергиев Монастырь, в Александрову Слободу и Переславль-Залесской»

- Пушкино на дороге к Троице – 5

В этом материале выдержки из «Журнала пешеходцев от Москвы до Ростова и обратно в Москву» 1830 года издания и интересный комментарий истории с новым гербом г.о.Пушкинский

- Пушкино на дороге к Троице – 7

«ЧУГУНКА» НЕ ПОВРЕДИТ РУССКОМУ БЛАГОЧЕСТИЮ…

Пушкино на дороге к Троице – 8

«ПО ОБЕИМ СТОРОНАМ ДОРОГИ СТЕНОЙ ШЛИ БОГОМОЛЬЦЫ»…

Пушкино на дороге к Троице – 9

«ПОЕЗДЫ В МОСКВУ И ОБРАТНО ПРОХОДЯТ ЧЕТЫРЕ РАЗА В ДЕНЬ»…

Барон Дельвиг: «я придумал учредить дорогу до Сергиевского Посада»

Пушкино на дороге к Троице – 10:

Барон Дельвиг: «я придумал учредить дорогу до Сергиевского Посада»

Пушкино на дороге к Троице – 11:

Барон Дельвиг: «Когда задумано было мною устройство железной дороги…»

К 160-летию Московско-Троицкой железной дороги

БАРОН ДЕЛЬВИГ: «ГОСУДАРЬ МНЕ СКАЗАЛ, ЧТО ПОЛАГАЕТ ЕХАТЬ В ТРОИЦКУЮ ЛАВРУ»

…А начнем с уникальной карты Троицой «чугунки», выпущенной специально ко дню открытия Московско-Троицкой железной дороги от Москвы до Сергиевского Посада в 1862 г.

Итак, здесь обозначены пять нововыстроенных станций:

1) Московская;

2) Мытищинская, IV класса (17 верст от Москвы);

3) Пушкинская, III класса (12 верст от Мытищ);

4) Талицкая, IV класса (14 верст от Пушкино);

5) Хотьковская, III класса (14 верст от Мытищ);

6) Троицкая (11 верст от Хотькова).

«Поезды» из Москвы, как видим, отправлялись в 7 часов утра и в 1 час пополудни; из Посада – соответственно, в 10 утра и в 6 часов вечера. Самый дешевый билет, 3-го класса, до станции Сергиевской (Троицкой) стоил 80 коп. (это немало!), а самый дорогой, 1-го класса – аж 2 рубля!..

Карта Троице-Сергиевской железной дороги. 1862 г. Оригинал: Государственный исторический музей

Полюбовавшись на картографический уникум, вернемся к воспоминаниям А.И. Дельвига и обещанному инциденту на станции Пушкино.

Так вот. Вскоре после открытия нашей «чугунки», по осени, Александр II высказал Дельвигу свое пожелание проехаться в Троицкую Лавру с Императрицей и детьми.

Портреты императрицы Марии Александровны и Императора Александра II. 1859 г. Худ. А.П. Рокштуль. Оригинал: Три века. Галерея // http://www.tri-veka.ru/catalog/chamber_portrait/miniature/3065/?lang=ru

А.И. Дельвиг писал, что он сам, предвидя эту поездку, специально посылал вагоны Императорского поезда с Николаевской на Троицкую дорогу, «по которой они везде прошли свободно», но, оказалось, езда в них «менее покойна», чем в специально изготовленных вагонах Ярославской дороги. «На вопрос Государя, отчего это происходит, – продолжал Дельвиг, – я отвечал, что вагон Троицкой дороги снабжен рессорами лучшего устройства, и [он] короче вагона Николаевской дороги, через что движение его по кривым, допущенным на Троицкой дороге, покойнее. Государь отвечал, что он согласен на мое предложение, что ему все равно [как] ехать, хотя в телеге; но что следует как можно покойнее провести его больную жену (помнится, он сказал «бабу»), что он и поручил моему особому попечению»…

Императорский вагон Николаевской железной дороги построенный в конце 1840-х гг. Источник: https://sudilovski.livejournal.com/76932.html

В то время на промежуточных станциях между Москвой и Сергиевским Посадом были устроены по три рельсовые пути: один – прямой, по главному направлению, и два объездных, из которых первый подходил к платформе станции, а второй, запасной – был устроен на противоположной стороне.

Разъезд. Оригинал: Поезд из Ярославля // https://humus.livejournal.com/5149867.html?view=comments

Понятно, что у станций все поезда следовали по пути, примыкающему к платформам, куда их направляла железнодорожная стрелка.

Но Императорскому поезду, идущему в Лавру без остановок, нужды в «примыкающем» пути не было, поэтому стрелки вели состав только на главный путь. И руководство дороги, в ходе личного инспектирования и Николаевской, и Троицкой «чугунки», – неоднократно указывало, в какое положение – на главный путь – должны были приведены все стрелки по ходу следования Царского состава.

…И вот, наконец, 18 декабря 1862 г. Александр II с семьей выехал в Лавру в Императорском вагоне Троицкой железной дороги.

На подъезде к Пушкино. Железнодорожный мост через Учу. Нач. XX в. Оригинал: Иван Васильевич Авдонин // МАММ/МДФ // https://pastvu.com/p/466716

«Был поздний вечер и совершенная темнота, – вспоминал Дельвиг. – В особом вагоне сидели Мельников (Павел Петрович: 1804-1880; в 1862 г. – Главный управляющий путей сообщения, с 1865 г. – первый министр путей сообщения Российской империи. – И.П.), приехавший из Петербурга для сопровождения в обратный проезд Их Величеств по Николаевской дороге, я и Богомолец. Езда была очень покойная, но, когда поезд доехал до второй станции, села Пушкина, в 28 верстах от Москвы, мы заметили, что поезд двигался очень медленно. Богомолец, посмотрев в окно, увидал, что поезд идет не по главному пути, а по объездному, противоположному станции. Пройдя ее, поезд пошел снова по главному пути»…

Поначалу казалось, что незначительному, в общем, инциденту не придали особого значения: дальнейшая езда оказалась вполне «гладкой», даже государыня Императрица при выходе на Сергиевской станции, поблагодарила всех за то, что «движение по этой дороге показалось ей покойнее движения всех тех дорог, по которым она прежде езжала».

Станция Сергиево. Железнодорожные пути в районе вокзала. Нач. ХХ в. Оригинал: https://www.nivasposad.ru/school/homepages/all_kurs/konkurs2015/web-pages/andreeva_sofya/fotovudeogalereya.html

«Действительно, весь рельсовый путь, – как отмечал далее Дельвиг, – был уложен превосходно, что сохранялось и в дальнейшем». (Один из будущих инспекторов дороги взял за обычай ставить на стол в вагоне Троицкой дороги стакан чая – и тот не разливался!..).

Сергиевский Посад, вокзал, нач. ХХ в. Оригинал: Железнодорожный вокзал станции Троице-Сергиево (Сергиев Посад) около 1910 г. // https://www.etoretro.ru/pic99759.htm?sort_field=image_date&sort=DESC

Но вернемся к последствиям первой царской поездки.

…Тогда, прибыв в Сергиевский Посад, А.И. Дельвиг все же спросил у машиниста поезда о причине, по которой Пушкинскую станцию прошли не по главному, а по запасному пути. Тот отвечал, мол, на подходе к Пушкино он по цвету фонарного огня на стрелках определил, что первая из них направлена не на главный путь, как было приказано, а на запасный, и только вторая – на главный путь. Поэтому машинист замедлил ход, тогда как стрелочник у второй стрелки, увидев неправильное движение поезда, перевел ее с главного пути на запасный, «через что поезд прошел весьма покойно»: даже высокое начальство, ехавшее в одном вагоне с Дельвигом, ничего не заметило.

Станция Пушкино, паровозное здание и ретирады (туалеты). Из: Альбом чертежей общего расположения путей, зданий и мостовых сооружений существующих в России железных дорог / Составил И.И. Волгунов. М., 1872.

На всякий случай, дабы никого не тревожить, и Дельвиг, и Богомолец решили до расследования на месте ни о чем не говорить...

Чуть позже, 22-го декабря, Дельвиг, как Главный инспектор частных железных дорог, получил от Главноуправляющего путей сообщения П.П. Мельникова письмо. В послании говорилось, что «некиим купцом, или крестьянином, Пазуновым» было сообщено о происшествии на Пушкинской станции: когда Государь ехал к Троице, железнодорожные стрелки «были сведены с главного пути, и только в 10 саженях от машины кто-то успел их поправить и тем спасти поезд от несчастия».

Нашему барону предписывалось разобраться в случившемся.

Делу был дан ход.

Станция Пушкино. 1897 г. Оригинал: https://pastvu.com/p/62961

«По допросе служащих на станции и некоторых лиц из толпы, собравшейся на нее для того, чтобы посмотреть проход Императорского поезда», было установлено, что причиной случившегося была ошибка начальника Пушкинской станции Иванова, полагавшего, что, хотя он лично, вроде бы, направил обе стрелки на главный путь, но первая стрелка со стороны Москвы оказалась установленной по направлению запасного пути.

Впрочем, по замечанию Дельвига, стрелки были «самодействующие», и ничего особо страшного случиться не могло: «все ограничилось бы сотрясением, а может быть, и остановкою поезда, что, впрочем, было бы также своего рода несчастие»…

Но начальнику станции досталось.

Станция Пушкино. 1902 г. Оригинал: https://www.facebook.com/photo/?fbid=4425949107487931&se t=pcb. 4425949570821218. Публикация Андрея Дударева

По показаниям свидетелей, находившихся на Пушкинской платформе, когда Иванов увидел, что Императорский поезд пошел по запасному пути, он, упав наземь, рвал на себе волосы и кричал: «Погиб, погиб!». Его еле привели в себя, и вскоре, завидя спокойно удаляющиеся вагоны, он начал креститься и благодарить Бога за спасение. Растерявшийся станционный начальник, однако ж, не удержался и разболтал о случившемся «бывшим на платформе» жандармам, а те, как положено, донесли обо всем «по начальству».

Все закончилось увольнением Иванова со станции: правление Московско-Ярославской железной дороги дало ему «какое-то место в канцелярии или контроле правления»…

* * *

А в заключение –

ХРОНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКО-ТРОИЦКОЙ Ж.Д.

(по А.И. Дельвигу)

1858 г., масленица – встреча А.И. Дельвига с братьями Шиповыми, и обсуждение вопроса о «составлении» Общества Московско-Троицкой (Ярославской) ж.д.

1858 г., июль – Высочайшее разрешение на обращение откупщиков Шиповых, Н.Г. Рюмина и И.Ф. Мамонтова о дозволении произвести изыскания для устройства железной дороги от Москвы до Сергиевского Посада.

1858 г., август – НАЧАЛО ИЗЫСКАНИЙ ПО УСТРОЙСТВУ Ж.Д. «ПОД НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ НАБЛЮДЕНИЕМ ИНЖЕНЕРА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ, ОТСТАВНОГО ПОЛКОВНИКА МИХАИЛА РОМУАЛЬДОВИЧА БОГОМОЛЬЦА».

Зима 1858-1859 гг. – составление А.И. Дельвигом и М.Р. Богомольцем предварительного проекта и сметы ж.д.

1859 г. – знакомство Дельвига с Федором Васильевичем Чижовым.

1859 г., конец марта – Дельвиг представляет проект Устава Общества Московско-Ярославской ж.д. «по начальству».

1859 г., 29 мая – утверждение Устава.

1859 г., 3 июля – благословение членов Общества митрополитом Филаретом.

1860 г., 25 февраля – первое Общее собрание акционеров и образование Правления Общества Московско-Ярославской ж.д. Директорами Правления избраны Н.Г. Рюмин, И.Ф. Мамонтов. Д.П. Шипов, А.И. Дельвиг, кандидатами – Н.П. Шипов, А.И. Нарышкин, М.А. Горбов и граф Ф.Л. Гейден. К этой дате «были изготовлены все проекты по устройству ж.д. от Москвы до Сергиевского Посада (за исключением станционных зданий и строений на пути, которых изготовление было поручено архитектору М.Ю. Левестаму)».

1860 г., 15 мая – НАЧАЛО СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ «ПО ДОРОГЕ». ПОСЕЩЕНИЕ МЕСТА РАБОТ НАМЕСТНИКОМ АРХИМАНДРИТОМ АНТОНИЕМ «СО ВСЕМ ДУХОВЕНСТВОМ ЛАВРЫ».

1860 г., июнь – Комиссия «для определения в Москве места для станций Ярославской и Саратовской железных дорог».

1860 г., июль – составление М.Ю Левестамом проектов на «пассажирские дома» и др. здания по ж.д.

1860 г., 24 августа – торги на постройку станций «с их принадлежностями».

1860 г., сентябрь – все работы «принял на себя» Г.Д. Похитонов.

1860 г., октябрь – «утверждение места» для станции Ярославской дороги в Москве; составление проекта «пассажирского дома» А.И. Дельвиг поручает архитектору М.Ю. Левестаму. Заказ в Германии паровозов Борзига и вагонов Пфлуга.

1860-1861 гг., зима – «покража почти всех, выставленных в зиму для постройки сторожевых будок, материалов, которые пришлось заменить новыми».

1861 г., начало года – заказ в Англии ферм для ж.д. мостов.

1861 г., 27 марта – одним из директоров Правления О-ва Московско-Ярославской ж.д. избирается Ф.В. Чижов, «вступление которого в директоры было весьма важным моментом для дороги».

1861 г., апрель – сдача с торгов «последней значительной работы по устройству Троицкой дороги» – зданий Московской станции: «работа эта сдана за 220 000 р. купцу Теряеву, управлявшему вновь отстроенным домом под названием «Лоскутный ряд» на Тверской улице директора Правления Ярославской дороги И.Ф. Мамонтова».

1861 г., июнь – «на кирпичном устое моста на р. Уче показались значительные трещины»: ремонт.

1861 г., 1 августа – А.И. Дельвиг назначен Главным инспектором частных железных дорог России.

1862 г., конец июля – подготовка к открытию движения по ж.д.

1862 г., 2 августа – А.И. Дельвиг прибывает в Сергиевский Посад на дрезине.

1862 г., 22 июля – первый пробный выезд по ж.д.

1862 Г. 18 АВГУСТА – ОТКРЫТИЕ ДВИЖЕНИЯ ПО МОСКОВСКО-ТРОИЦКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ.

Андрей Иванович Дельвиг на склоне лет. Оригинал: Барон Дельвиг Андрей Иванович (1813-87), инженер, генерал-лейтенант. Фотография 1885 г. Коллекция фотографий Геннадия Звягина // Нижний Новгород в фотографиях и не только // http://www.nizhnyfoto.ru/foto/raritet/z12.php

Подготовил

Игорь Прокуронов


(Продолжение следует)

Источник: Пушкино сегодня