Пушкино на дороге к Троице – 13

Пушкино на дороге к Троице – 13

Продолжаем публиковать цикл материалов пушкинского краеведа Игоря Прокуронова к 160-летию Московско-Троицкой железной дороги.

Предыдущие статьи:

- Пушкино на пути к Троице

В 2022 г. исполнится 160 лет со дня открытия движения по Московско-Троицкой железной дороге, соединившей столицу с нашей святыней – Троице-Сергиевой лаврой. Заметной остановкой на новой магистрали была станция Пушкино

- Пушкино на пути к Троице – 2

«Сопровождать нас назначены были переводчик и важный сотник…» - подзаголовок очередной статьи

- Пушкино на пути к Троице – 3

Перенесемся в восемнадцатое столетие. Почти триста лет назад. До постройки нашей «чугунки» – еще более ста лет. Как к Троице хаживали Русские Императрицы?

- Пушкино на дороге к Троице – 4

В этом материале. пройдемся к Троице вместе с «российским историографом», немцем-академиком ГЕРХАРДОМ ФРИДРИХОМ МИЛЛЕРОМ (МЮЛЛЕРОМ), который оставил нам в наследство свои «Поездки в Троицкой Сергиев Монастырь, в Александрову Слободу и Переславль-Залесской»

- Пушкино на дороге к Троице – 5

В этом материале выдержки из «Журнала пешеходцев от Москвы до Ростова и обратно в Москву» 1830 года издания и интересный комментарий истории с новым гербом г.о.Пушкинский

- Пушкино на дороге к Троице – 7

«ЧУГУНКА» НЕ ПОВРЕДИТ РУССКОМУ БЛАГОЧЕСТИЮ…

Пушкино на дороге к Троице – 8

«ПО ОБЕИМ СТОРОНАМ ДОРОГИ СТЕНОЙ ШЛИ БОГОМОЛЬЦЫ»…

Пушкино на дороге к Троице – 9

«ПОЕЗДЫ В МОСКВУ И ОБРАТНО ПРОХОДЯТ ЧЕТЫРЕ РАЗА В ДЕНЬ»…

Барон Дельвиг: «я придумал учредить дорогу до Сергиевского Посада»

Пушкино на дороге к Троице – 10:

Барон Дельвиг: «я придумал учредить дорогу до Сергиевского Посада»

Пушкино на дороге к Троице – 11:

Барон Дельвиг: «Когда задумано было мною устройство железной дороги…»

Пушкино на дороге к Троице – 12

Об уникальной карте Троицой «чугунки», выпущенной специально ко дню открытия Московско-Троицкой железной дороги от Москвы до Сергиевского Посада в 1862 г., и не только.


К 160-летию Московско-Троицкой железной дороги

ПО СТРАНИЦАМ СТАРИННЫХ ПУТЕВОДИТЕЛЕЙ

…В 1870 г. открылось сквозное железнодорожное движение Москва-Ярославль, то была вторая очередь Московско-Ярославской железной дороги от Сергиевского Посада до Ярославля.

А два года спустя «Московский календарь-путеводитель по Москве и ее окрестностям» сообщал, что поезда на Ярославль следуют с остановками в МЫТИЩАХ, ПУШКИНО, ХОТЬКОВО и СЕРГИЕВСКОМ ПОСАДЕ. Билет до Мытищ стоил – в 1-м классе 50 коп; во 2-м – 35 коп., в 3-м – 20 коп.; до Пушкино, соответственно – 85; 60 и 35 коп.; до Хотькова – 1 руб. 65 коп.; 1 руб. 25 коп. и 70 коп.; до Сергиевского Посада (67 верст) – 2 руб.; 1 руб. 50 коп. и 80 коп.

* * *

Пушкино, вокзал. Нач. ХХ в. Оригинал: https://forum.pushkino.org/

* * *

В путеводителе И.С. Левитова (I выпуск. 1) Предварительные сведения по приезде в Москву. 2) Достопримечательные окрестности гор. Москвы и ее летние гуляния. М., 1881) тоже есть расписание летнего движения поездов от Ярославского вокзала. Вот оно:

Отход из Москвы

Приход в Москву

В Сергиевский Посад

7 утра

10-10 утра

В Ярославль

12 дня

10-8 вечера

В Сергиевский Посад

4-10 дня

3-50 дня

В Пушкино

5-25 дня

11 вечера

В Ярославль

8-15 вечера

9 утра

А вот схема, опубликованная в том же путеводителе.

Схема Троицкой железной дороги из кн.: Левитов И. Путеводитель. I выпуск. 1) Предварительные сведения по приезде в Москву. 2) Достопримечательные окрестности гор. Москвы и ее летние гуляния. М., 1881.

Как видим, здесь на пути от Москвы до Сергиевского Посада остановки обозначены лишь в МЫТИЩАХ, ПУШКИНО, ТАЛИЦАХ и ХОТЬКОВЕ…

* * *

А согласно ранее упомянутого сочинения М.П. Захарова «Окрестности Москвы по Ярославской железной дороге» (М., 1887), «поезда отходят из Москвы в Сергиев посад в Троицкую лавру в 4 ч. 10 м. дня и в 7 ч. утра; в Ярославль в 8 ч. 15 м. вечера. Приходят в Москву в 10 ч. 8 м. веч., 3 ч. 50 м. дня и 9 ч. утра». Тут «при выезде из Москвы, первая платформа – ПЕРЛОВКА», за Перловкой следует станция МЫТИЩИ, затем «проехавши эту станцию, на правой стороне – платформа ТАРАСОВСКАЯ», далее – МАМОНТОВСКАЯ платформа, за ней «сейчас же – станция ПУШКИНО», «за Пушкиным, верстах в десяти – платформа СПАССКАЯ (будущая Зеленоградская. – И.П.), далее – станция ТАЛИЦЫ и потом ХОТЬКОВО.

Железнодорожная станция Талицы 1898 г., 8 часов утра. В 1906 г. станцию переименовали в Софрино. На фотографии буфет Андрея Бакина, где продавали ситро, шоколад, конфеты и печенье. Публикация: Игорь Малашенков // https://vk.com/gonchar18

* * *

Поехали дальше.

1894-й год, «Полный путеводитель по всем дачным окрестностям Москвы. Составитель Н.Н.Ч. / «5 копеек».

И куда же без наших мест?..

Вот, «в тринадцати верстах от Москвы поезда Ярославской ж.д. делают остановку y платформы ПЕРЛОВКА. Название дано по фамилии владельца этого имения (г. Перлова)». Дальше – ТАРАСОВКА, «но дачи близ этого полустанка неимоверно дороги». У МАМОНТОВСКОЙ платформы «в этой высокой и здоровой местности можно снять дачку за недорогую цену, если не искать особенных удобств… На 28-й версте находится станция ПУШКИНО — село, которое скорее напоминает собою дачный городок». А «те из москвичей, которым не нужно ездить часто в столицу, могут проводить лето в… ТАЛИЦАХ и СОФРИНО. Но здесь можно снимать только крестьянские избы... Дальше по Ярославской жел. д. лежит известное ХОТЬКОВО с монастырем, a затем и Троице-Сергиевская лавра. Некоторые из москвичей проводят здесь лето»…

* * *

Теперь заслуживающее внимания сочинение П.П. Канчаловского (литератора, переводчика и издателя) под названием «От Москвы до Архангельска по Московско-Ярославско-Архангельской дороге. Описание всех мест, лежащих на пути дороги и в ее окрестностях и имеющих историческое или промышленное значение» (М., 1897).

Читаем.

…«По выходе из Москвы линия направляется между Николаевской и Московско-Нижегородской железными дорогами по северо-восточной части Московского и юго-восточной части Дмитровского уездов Московской губернии, на протяжении 66 верст; на этом пространстве дорога проходит бассейны рек Москвы и Клязьмы, металлическими мостами через реки: Яузу –на 6-й версте, Клязьму – на 24-й версте, и ее притоки: Учу — на 27-й версте, Ворю — на 52-й и Пажу — на 56-й версте. На этом же пространстве устроены следующие станции: МОСКВА, МЫТИЩИ, ПУШКИНО, ТАЛИЦЫ, ХОТЬКОВО и СЕРГИЕВО… Вокзал Московско-Ярославской железной дороги помещается на Каланчевской площади, у начала Краснопрудной улицы, рядом с вокзалом Николаевской железной дороги. В здании вокзала находятся залы для пассажиров всех трех классов; в зале II класса – буфет первых двух классов; в зале III класса свой буфет. Имеются мужская и женская уборные, книжный шкаф, медицинский кабинет и почтовое отделение. Местность, где ныне находятся Каланчевская площадь, еще в начале настоящего столетия (ХIХ в. – И.П.) представляла огромное поле, которое тянулось до самой Сокольничьей рощи… Рядом с вокзалом железной дороги находится Красный пруд; за Красным прудом в начале нынешнего столетия начинались уже дачи… Теперь возле Красного пруда помещаются железнодорожные мастерские, товарная станция Московско-Ярославской железной дороги, чугунно-плавильный завод и другие фабрики, а за ними виднеются сады и церковь Алексеевского монастыря.

Оставя вокзал, железная дорога еще в черте города входит в Сокольничью рощу, которая вместе с Оленьей рощей и Лосинным Погонным островом, составляющими ее продолжение, сопровождает ее с правой стороны на протяжении 17 верст, т.е. до станции Мытищи». И всюду по нашему пути «разбросаны следы истории»…

Ну, а теперь остановки.

…«За Малыми Мытищами, на 14-й версте по левую сторону дороги находится ПЕРЛОВСКАЯ платформа; это новое подмосковное дачное место. На расстоянии версты от Перловской платформы, по направленно к Мытищам, на правой стороне дороги находится ТАЙНИЦКАЯ платформа; возле нее в лесу расположено несколько хороших, но недешевых дач. Далее – станция МЫТИЩИ, 3-го класса, на 16-й версте от Москвы. Каменное здание красивой архитектуры, с прекрасными залами, одной для пассажиров I и II класса и другой – для пассажиров III класса. При первой мужская и женская уборные. Буфет. Возле самой станции громоздятся ряды каменных корпусов с высокими трубами, башнями и стеклянными крышами; между этими корпусами проложены сети рельсов, соединяющих эти колоссальные постройки, составляющие принадлежность двух заводов: одного Лесопильного и деревообделочного, принадлежащего Северному Лесопромышленному Акционерному Обществу, и другого Вагоностроительного, принадлежащая так называемому Московскому Акционерному Обществу.

Около Мытищ оканчивается Лосинный Погонный остров, здесь он поворачивает вправо от железной дороги, переходя в другой лес… Вообще, в этой местности леса не покидают железной дороги, и вероятно, этим можно объяснить то обстоятельство, что со времени появления здесь железного пути, нигде в окрестностях Москвы не возникло так много дач, как здесь, где соединились все условия для хорошей дачной жизни.

Поезда Московско-Ярославской дороги в летний сезон отправляются больше десяти раз в день от Москвы по направлению к Троице и обратно, останавливаясь на всех промежуточных станциях и платформах; дачи не скучены в одном месте, а расположены в лесах, окружающих с обеих сторон линию дороги…

За Мытищами, на 23-й версте от Москвы находится ТАРАСОВСКАЯ платформа. Она построена среди довольно обширной дачной местности, где летом живет до 300 семей… От Тарасовской платформы дорога продолжает идти лесом, и на 26-й версте от Москвы находится выемка, в которой помещается МАМОНТОВСКАЯ платформа. По обеим сторонам платформы идут дачи… За Мамонтовской платформой дорога идет тоже лесом, застроенным дачами, которые почти не прерываются на протяжении двух верст и сливаются с дачами станции ПУШКИНО, на 28-й версте от Москвы. Станция 3-го класса. Это большое каменное здание с двумя залами: одна для пассажиров I и II классов и другая для пассажиров III класса. При первой – буфет с холодными закусками и горячими кушаньями, дамская и мужская уборные. При зале III класса тоже есть свой буфет. Возле станции всегда к приходу поезда являются извозчики, парные и одноконные, которыми можно пользоваться для сообщения с окрестными дачными местностями и селами. Станция со всех сторон окружена лесом, разбитым на парки, в которых построены красивые и удобные дачи. …Станция Пушкино со всех сторон окружена дачами; и действительно, дачи провожают линию дороги на протяжении около двух верст по направлению к следующей станции; таким образом, общий дачный район по обе стороны Пушкина занимает расстояние не менее десяти верст. За Пушкино, на 38-й версте от Москвы, находится СПАССКАЯ платформа. Возле этой платформы, в лесу построены десять дач Майкова… А в расстоянии четырех верст отсюда находится станция ТАЛИЦЫ на 42-й версте от Москвы. Станция II класса: небольшое деревянное здание с двумя залами, одна для пассажиров 3-го и другая для пассажиров 1 и 2 классов, последняя с дамской уборной. На платформе летний буфет с холодными закусками. У станции есть извозчики, но только для невзыскательных пассажиров… Между станциями Талицы и Хотьково устроены две платформы одна – АШУКИНСКАЯ платформа, на 45-й версте от Москвы, лежит в дачной местности, окруженной лесами; другая – КАЛИСТОВА платформа, на 48-й версте от Москвы… В трех верстах от этой платформы находится станция ХОТЬКОВО, на 55-й версте от Москвы. Станция III класса. Деревянное здание, к которому от платформы идет крытая галерея. При станции две залы: одна для пассажиров 3-го класса, другая для пассажиров 2-го и 1-го классов, последняя с женской уборной. На платформе буфет с холодными закусками. У станции есть всегда извозчики. Они возят в окрестные деревни и имения… Против станции, по правую сторону полотна дороги, на большом холме, окруженном лесами и оврагами, между которыми протекает речка Пажа, стоит Покровский Хотьков Девичий монастырь. К нему от станции идет мощеная дорога… От станции Хотьково дорога идет лесом, холмами и оврагами.., а на 66-й версте от Москвы находится станция СЕРГИЕВО — II класса. Деревянное здание, на платформе обширный летний павильон для пассажиров. При станции три отдельные залы I, II и III классов. Два буфета. Уборные: мужская и женская. Около залы II класса в отдельной комнате помещается выставка и продажа детских игрушек, изделий Посада. У станции парные извозчики…

* * *

Между прочим, газета «Московский Листок» от 7 июля 1899 г. в заметке «Новая станция и дачная местность» сообщала следующее.

«Ввиду того, что имеющаяся на Московско-Ярославско-Архангельской железной дороге близ Сокольников товарная станция (будущая Москва III –?) уже не может удовлетворять потребностям названной дороги, администрация последней решила построить совершенно новую «Сортировочную» станцию, которая вполне удовлетворяла бы из года в год увеличивающемуся товарному движению. К постройке таковой новой станции, как мы слышали, Обществом Московско-Ярославской дороги будет приступлено еще в нынешнем году осенью, на десятой версте от Москвы по линии Ярославской дороги. По сторонам будущего сортировочного пункта, куда предполагается перенести также и все товарные склады Ярославской дороги, идет лес, служащий продолжением Сокольничьей рощи, который в настоящее время Удельное ведомство сдает в аренду под постройку дач, причем здесь всех таковых дачных участков насчитывается до 150, ценою от 3 до 5 коп. за квадратную сажень. Присутствие остановочного пункта с будущего лета открывает здесь новую дачную местность, участки которой уже в настоящее время берутся нарасхват. Как мы слышали, здесь из 150 участков сдано уже 100».

Так начиналась будущая станция Лосиноостровская…

* * *

А в самом начале уже ХХ в. появилась «Справочная книга «Окрестности Москвы». Спутник дачника, велосипедиста, фотографа, с подробной картой окрестностей, подробным указателем населенных мест, шоссейных, грунтовых, проселочных дорог; маршруты для прогулок с указанием достопримечательностей, амбулаторных пунктов, аптек и массою практических сведений, необходимых для каждого жителя Москвы и окрестностей» (М., 1902). Ее авторы Владимир Петрович Магнуссен – краевед, библиотечный деятель, и Лев Игнатьевич Уманец, литератор и переводчик.

Здесь остановки такие.

Первая — станция СОРТИРОВОЧНАЯ (еще на названная Лосиноостровской), на 10-й версте от Москвы; близ платформы построено несколько новых дач. Следующая остановка — ПЕРЛОВСКАЯ, — в 14-ти верстах от Москвы. Это одна из лучших дачных местностей под Москвою. «От Перлова вплоть до Тайнинского тянется целый длинный ряд красивых и удобных дач, расположенных в живописной местности. Дачи здесь вообще дешевле, нежели в самом Перлове». За Перловкой следует платформа ТАЙНИНСКАЯ, 15 верст от Москвы. Дальше, в 17-ти верстах от Москвы лежит стация МЫТИЩИ, от которой «идут три подъездных железнодорожных пути: два из них на кирпичные заводы и один — на ЩЕЛКОВО». За Мытищами в 22-х верстах от Москвы лежит платформа ТАРАСОВКА, расположенная «в центре прекрасной дачной местности»… В 2-х верстах за Тарасовкой — платформа КЛЯЗЬМА, 24 версты от Москвы: «местность спокойная и живописная, дачи недорогие»... В 4-х верстах от Клязьминской платформы и в 26-ти верстах от Москвы — построена МАМОНТОВСКАЯ платформа, «близ нее прекрасная дачная местность, в 2-х верстах от Пушкина, около платформы железнодорожный мост через р. Учу»… За Мамонтовской платформой, в 28-ми верстах от Москвы лежит станция ПУШКИНО. «Платформа окружена прекрасным еловым и сосновым лесом, в котором множество удобных и красивых дач; их насчитывают до 700. Местность необыкновенно живописная, воздух чистый, здоровый; близ платформы — озеро, огромный парк; летний театр, лавки, магазины. Дачи довольно дорогие»… В 33-х верстах от Москвы – платформа БРАТОВЩИНА, «в стороне от платформы» одноименное село, что «лежит уже в Дмитровском уезде, оно имеет около 1000 жителей»… За Братовщиной лежит платформа СПАССКАЯ, в 37-ми верстах от Москвы; «в 1/4 версты от нее село Спасское»… В 5-ти верстах за Спасской платформы, в 42-х верстах от Москвы, лежит станция ТАЛИЦЫ, «а в 2-х верстах от нее селение Талицы»… Далее за Талицами, на железнодорожном пути лежит платформа АШУКИНСКАЯ, затем КАЛЛИСТОВО (48 верст от Москвы), потом ХОТЬКОВО (55 верст) и, наконец, СЕРГИЕВ ПОСАД (66 верст от Москвы)…

* * *

И как же не перелистать «Дачный справочник и путеводитель по окрестностям Москвы с картой. Изд. С.С. Кальмансон» (М., 1907).

От вокзала «на Каланчевской площади, куда ходит трамвай», первая за Сокольниками остановка на 10-й версте — платформа ЛОСИНООСТРОВСКАЯ (СОРТИРОВОЧНАЯ) «с лесистой дачной местностью». Следующая остановка — платформа ПЕРЛОВКА (она названа станцией), 14 верст от Москвы. «Это одна из лучших и здоровых, но довольно дорогих подмосковных дачных местностей»… От Перловки до платформы ТАЙНИНСКОЙ (15 верст от Москвы) «идут красивые и удобные дачи»... В 17 верстах от Москвы – станция МЫТИЩИ. «За станцией Мытищи по Ярославской ж.д., в 22-х верстах от Москвы –платформа ТАРАСОВКА. Вокруг расположены прекрасная дачная местность и ряд лучших имений по р. Клязьме»… За Тарасовкой в 2-х верстах – платформа КЛЯЗЬМА. В 26-ти верстах от Москвы – платформа МАМОНТОВСКАЯ с железнодорожным мостом через р. Учу… Далее, в 2-х верстах от Мамонтовки – станция ПУШКИНО «с обширной дачной местностью, здоровой и очень живописной, среди хвойного леса. Дачи удобные, но дорогие»… В 33-х верстах от Москвы – платформа БРАТОВЩИНА… За Братовщиной в 4-х верстах – платформа СПАССКАЯ: «Дачи здесь недорогие, в тихой лесистой местности». Далее, в 24-х верстах – ТАЛИЦЫ, «с селом Талицы среди живописной местности на реке Талице»… Затем платформа АШУКИНСКАЯ (45-я верста), КАЛЛИСТОВО (48-я верста) и ХОТЬКОВО (55-я верста). В 3-х верстах от Хотькова «на р. Воре в живописной местности лежит платформа АБРАМЦЕВО… И, наконец, на 66-й версте от Москвы находится станция СЕРГИЕВО, «и в версте от нее – Сергиевский посад со знаменитой Троице-Сергиевой Лаврой»…

Участок Ярославской ж.д. «Москва-Талицы» на схеме из: [Кальмансон С.С.] Дачный справочник и путеводитель по окрестностям Москвы с картой. М., 1907

* * *

Уже в советское время вышел «Иллюстрированный путеводитель по окрестностям Москвы с приложением карты окрестностей Москвы. Очерки Ю.С. Розенберга, М.И. Гринбер, О. Колычева и др.» (М., 1926).

Здесь по Северной (Ярославско-Архангельской) линии перечисляются такие остановки.

Первая, ПЛАТФОРМА 3-го КИЛОМЕТРА — «как бы продолжение Сокольников, самостоятельной дачной местностью не является, но для летних прогулок, благодаря густому сосновому лесу, протекающей здесь Яузе и близости к Москве, эта местность прекрасна. По Ярославской линии ж.д. насыпь, начиная с 3-го км от Москвы, окаймлена с двух сторон непрерывным сосновым бором». Затем следует ПЛАТФОРМА 6-ГО КИЛОМЕТРА (будущая «ЯУЗА»): здесь «бор особенно густ… Имеются дачи, в большинстве заселенные железнодорожными рабочими. Летом последние теснятся и от себя сдают комнаты по сравнительно недорогой цене московскому жителю. На «6 км» находится прекрасно оборудованная железнодорожная больница»... Следующая станция ЛОСИНООСТРОВСКАЯ, где «в 11 км от Москвы раскинулся поселок, теперь городок Лосиноостровская; поселок этот начал застраиваться в 1904 г., теперь в нем 1 600 дач, в большинстве заселенных зимниками, которые летом уступают часть своей жилой площади приезжающим на отдых москвичам»… В 4-х км от Лосиноостровской расположена платформа ПЕРЛОВКА, в которой имеется около 250 дач. Затем – ТАЙНИНСКАЯ платформа, в 16 км от Москвы – «около 320 дач; природа здесь та же, что и в Перловке»… Далее – станция МЫТИЩИ: «Специальных дач здесь нет. В Мытищах около 8 тысяч жителей, почти на 100% – рабочих Вагоностроительного завода, Фабрики искусственного щелка, двух кирпичных и др. Громадные лесные пространства, окружающие Мытищи, распланированы и разрезаны кварталами, или так называемыми «чистыми просеками»; на этих просеках летом масса грибов и ягод». За Мытищами расположена платформа ТАРАСОВСКАЯ: «отдельных дач в находящихся тут же у платформы деревнях Тарасовке и Черкизове – до 50. Но кроме этого, крестьяне летом сдают внаем свои дома, которых несколько сот». Следующая за Тарасовкой – платформа КЛЯЗЬМА: «по обеим сторонам железной дороги почти непрерывно тянутся дачи». За Клязьмой – МАМОНТОВКА, отстоящая от Москвы в 23-х км: «около 200 дач Мамонтовки летом густо заселяются москвичами»… На 30-м км расположена станция ПУШКИНО: «дачи в Пушкино весьма благоустроены и преимущественно с мебелью. Арендная плата их дешевле, чем в Мамонтовке и Клязьме: 3-4 комнаты примерно ценятся от 100 и до 600 рублей. Весь поселок расположен в сплошном сосновом лесу, в котором для «любителей» есть грибы и ягоды. Пушкино является конечной станцией многих пригородных поездов». Следующая, за Пушкино – платформа БРАТОВЩИНА: «неподалеку от Братовщины – деревня Костино, в которой находится экскурсионная база Наркомпроса для школ I и II ступени. При базе сильно развита краеведческая работа. Вокруг Братовщины громадные лесные массивы распланированы чистыми просеками». Далее – платформа СПАССКАЯ, «старинное поместье Спасское с обширным парком, густой березовой рощей»… За Спасским — СОФРИНО, где «рядом с деревней – сохранившееся именье, принадлежавшее помещику Аигину, ценное густой березовой рощей». Следующая остановка на 47-м км – платформа АШУКИНСКАЯ. За Ашукинской, на 52-м км — платформа КАЛЛИСТОВСКАЯ «с сухим сосновым лесом». Затем, в 60-ти км от Москвы, ХОТЬКОВО. После него – станция СЕРГИЕВО, «уездный городок, расположенный среди холмов, окруженный все тем же сосновым лесом».

* * *

Схема участка Ярославской железной дороги «Москва-Сергиево». Обложка книги Н.М. Щапова «Вдоль Ярославской железной дороги. Путеводитель от Москвы до Хотькова со схемой маршрутов пешеходных экскурсий». М., 1925.

* * *

Ну и, в завершение – справочник-путеводитель П.А. Португалова и В.А. Длугача «Дачи и окрестности Москвы» (М., 1935).

Вначале авторы дают информацию по Ярославскому вокзалу того времени.

ЯРОСЛАВСКИЙ ВОКЗАЛ — Комсомольская пл. Трамваи, автобусы, метрополитен. Справочное бюро и дежурный по вокзалу — в вестибюле главного входа. Медпункт и почтово-телеграфное отделение — в вестибюле главного входа. Пригородные кассы — во дворе вокзала и в пригородном зале. Сезонные кассы — в пригородном зале — открыты с 7 до 21 часа. Пригородные кассы и вокзал открываются за полчаса до отхода первого поезда и закрываются после ухода последнего ночного поезда.

Что касается билетов.

«Билет 1-й зоны действителен для проезда в пригородных поездах между Москвой и станциями Москва-III, Яуза, Северянин и Лосинооостровская. Цена разового билета — 35 коп., детского — 10 коп. Билет 2-й зоны — между Москвой и станциями Лось, Перловка, Тайнинская и Мытищи. Цена разового билета — 55 коп., детского — 15 коп. Билет 3-й зоны — между Москвой и станциями Строитель, Тарасовская, Клязьма, Мамонтовская, Пушкино, Подлипки, Болшево, Загорянская и Соколовская. Цена разового билета — 75 коп., детского — 20 коп. Билет 4-й зоны — между Москвой и станциями Правда и Зеленоградская. Цена разового билета — 90 коп., детского — 25 коп. Билет 5-й зоны — между Москвой и станцией Софрино. Цена разового билета — 1 руб., детского — 25 коп.».

Отмечается, «Ярославская линия проходит по бассейнам рек Яузы и Клязьмы, окруженных хвойными лесами. Местность сухая, почва песчаная. Дачные поселки появились здесь еще в середине прошлого столетия и начали особенно развиваться после расширения пригородного сообщения. К настоящему времени все поселки очень густо заселены даже и в зимнее время. Развитию дачного строительства сильно содействовала электрификация пригородных поездов. Теперь Ярославская линия занимает первое место по удобству дачного сообщения, обслуживанию пассажиров и количеству перевозок. Ярославский вокзал выстроен в начале XX в. архитектором Шехтелем в русском сказочном стиле. У входа в вестибюль останавливают внимание картины художника Коровина».

Первая зона. Первая и вторая остановки — МОСКВА-III и платформа МАЛЕНКОВСКАЯ — «обслуживают исключительно рабочих Северной ж.д. Дач здесь нет». Платформа ЯУЗА, третья остановка, 7-й километр, «десять минут езды от Ярославского вокзала. Дзержинский район г. Москвы». Платформа СЕВЕРЯНИН, четвертая остановка, 8-й километр. «одиннадцать минут езды от Ярославского вокзала. Мытищинский район Московской области. Платформа построена в 1929 г., когда открылось движение электрических поездов». Станция ЛОСИНООСТРОВСКАЯ, пятая остановка, 11-й километр. «Пятнадцать минут езды от Ярославского вокзала. Мытищинский район Московской области. По обе стороны станции расположен поселок Лосиноостровск, прежде один из самых больших дачных поселков под Москвой. Правая часть (от станции) более высокая и песчаная, левая низменная с почвой преимущественно глинистой».

Вторая зона. Платформа ПЕРЛОВСКАЯ, седьмая остановка, 16-й километр. «Двадцать три минуты езды от Ярославского вокзала. Мытищинский район Московской области. Пос. Перловка окружает платформу. Этот поселок и Пушкино – самые старые дачные местности на Северной дороге». Платформа ТАЙНИНСКАЯ, восьмая остановка, 17-й километр. «Двадцать пять минут езды от Ярославского вокзала. Мытищинский район Московской области. Вся местность ничем не отличается от Перловки. Дачи расположены почти подряд». Станция МЫТИЩИ, девятая остановка, 18-й километр. «Тридцать две минуты езды от Ярославского вокзала. Центр Мытищинского района Московской области. От Мытищ отходит железнодорожная ветка на Щелково».

Третья зона. Платформа СТРОИТЕЛЬ, десятая остановка, 20-й километр. «Тридцать четыре минуты езды от Ярославского вокзала. Мытищинский район Московской области». Платформа ТАРАСОВСКАЯ, одиннадцатая остановка, 25-й километр. «Тридцать девять минут езды от Ярославского вокзала. Мытищинский район Московской области. По обе стороны платформы, вдоль линии железной дороги, тянется пос. Тарасовка. Поселок, как и прилегающее к нему с левой стороны с. Черкизово, благоустроен, есть электрическое освещение. Все дачи поселка расположены на ровном месте, слегка понижающемся к очень извилистой и глубокой реке Клязьме, и окружены сосновым лесом. Рядом с поселком ряд санаториев и домов отдыха. Тарасовка — одно из наиболее излюбленных дачных мест. Дачников привлекают сюда живописные окрестности, сухой сосновый воздух и хорошие бытовые условия». Платформа КЛЯЗЬМА, двенадцатая остановка, 26-й километр. «Сорок три минуты езды от Ярославского вокзала. Пушкинский район Московской области. Между Тарасовкой и платформой Клязьма поезд пересекает реку Клязьму. На другом ее берегу начинается пос. Клязьма, расположенный по обеим сторонам железнодорожной линии. Клязьма и следующая за ней Мамонтовка — лучшие дачные поселки Ярославской линии». Платформа МАМОНТОВСКАЯ, тринадцатая остановка, 28-й километр. «Сорок шесть минут езды от Ярославского вокзала. Пушкинский район Московской области. Поселок благоустроен. Дачи электрифицированы, при них колодцы. Много двухэтажных домов». Станция ПУШКИНО, четырнадцатая остановка, 30-й километр. «Пятьдесят три минуты езды от Ярославского вокзала. Пушкинский район Московской области. Гор. Пушкино — административный центр Пушкинского района. Прекрасный сосновый лес, в котором расположены дачи, делает Пушкино одним из лучших дачных мест».

Четвертая зона. Платформа ПРАВДА, пятнадцатая остановка, 36-й километр. «Один час две минуты езды от Ярославского вокзала. Пушкинский район Московской области. Отойдя от ст. Пушкино, поезд пересекает реку Серебрянку. На другом ее берегу начинается площадь, отведенная под строительство нового Зеленого города. Вокруг платформы Правда расположился небольшой дачный поселок того же наименования». Платформа ЗЕЛЕНОГРАДСКАЯ, шестнадцатая остановка, 40-й километр: «один час восемь минут езды от Ярославского вокзала. Пушкинский район Московской области. Вокруг Зеленоградской платформы густой хвойный лес. В нем расположены дачи поселка».

Пятая зона. Станция СОФРИНО, семнадцатая остановка, 45-й километр. «Один час пятнадцать минут езды от Ярославского вокзала. Загорский район Московской области. Рядом со станцией рабочий поселок Софрино. Дач здесь нет».

И такое примечание.

«Проезд по железной дороге до платформы АШУКИНСКАЯ — 1 руб. (билет 5-й зоны). Обратно — со станции ХОТЬКОВО — 1 руб. 20 коп. (билет 6-й зоны)»…

* * *


Почтовая карточка начала ХХ в. с любопытными записями на тыльной стороне. С оригинала: https://auction.ru/offer/privet_s_dorogi_moskva_sergievo_troickaja_lavra-i5516982274.html#2

Подготовил

Игорь Прокуронов








(Окончание следует)

Источник: Пушкино сегодня