Пушкино на дороге к Троице – 9

Пушкино на дороге к Троице – 9

  Продолжаем публиковать цикл материалов пушкинского краеведа Игоря Прокуронова к 160-летию Московско-Троицкой железной дороги.

Предыдущие статьи:

Пушкино на пути к Троице

В следующем, 2022 г., исполнится 160 лет со дня открытия движения по Московско-Троицкой железной дороге, соединившей столицу с нашей святыней – Троице-Сергиевой лаврой. Заметной остановкой на новой магистрали была станция Пушкино

Пушкино на пути к Троице – 2

«Сопровождать нас назначены были переводчик и важный сотник…» - подзаголовок очередной статьи

Пушкино на пути к Троице – 3

Перенесемся в восемнадцатое столетие. Почти триста лет назад. До постройки нашей «чугунки» – еще более ста лет. Как к Троице хаживали Русские Императрицы?

Пушкино на дороге к Троице – 4

В этом материале. пройдемся к Троице вместе с «российским историографом», немцем-академиком ГЕРХАРДОМ ФРИДРИХОМ МИЛЛЕРОМ (МЮЛЛЕРОМ), который оставил нам в наследство свои «Поездки в Троицкой Сергиев Монастырь, в Александрову Слободу и Переславль-Залесской»

Пушкино на дороге к Троице – 5

В этом материале выдержки из «Журнала пешеходцев от Москвы до Ростова и обратно в Москву» 1830 года издания и интересный комментарий истории с новым гербом г.о.Пушкинский

Пушкино на дороге к Троице – 7

«ЧУГУНКА» НЕ ПОВРЕДИТ РУССКОМУ БЛАГОЧЕСТИЮ…

Пушкино на дороге к Троице – 8

«ПО ОБЕИМ СТОРОНАМ ДОРОГИ СТЕНОЙ ШЛИ БОГОМОЛЬЦЫ»…

К 160-летию Московско-Троицкой железной дороги

Пушкино на дороге к Троице – 9. 

«ПОЕЗДЫ В МОСКВУ И ОБРАТНО ПРОХОДЯТ ЧЕТЫРЕ РАЗА В ДЕНЬ»…

 И вот – вторая половина девятнадцатого века.

Железная дорога…

   Через двадцать лет после ее открытия, увидел свет, наверное, первый «Путеводитель от Москвы до Троицкой Сергиевой Лавры», где упоминаются остановки нового пути. Автором путеводителя был СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ СМИРНОВ (1818-1889) – протоиерей, церковный историк, ректор и профессор Московской духовной академии, член-корр. Императорской Академии наук.

Читаем.

 «Железная дорога от Москвы до Троицкой Сергиевой Лавры открыта 18 августа 1862 г.

   Молебствие при ее открытии совершал Филарет, Митрополит Московский, который и сам вскоре совершил путешествие в Лавру по новой дороге, но только один раз. <…>

   Хотя теперешний путь к Троице несколько и уклонился вначале от древнего Царского пути, однако, кроме того, что это уклонение незначительно, весь Царский путь в виду у путешественников, и то место, где начинается новый путь, оставило на себе следы Царей и следы древнего русского населения. Пойдем по этому пути к Троице-Сергию. <…>

Пушкино

   Древнее село на берегу реки Учи, впадающей в Клязьму в 5 верстах от Пушкина. В ХV в. Пушкино было селом митрополичьим и грамотою Иоанна III освобождено от подсудности Московским волостелям и наместникам, а суд над крестьянами села предоставлен самому Митрополиту. После оно было Патриаршим, потом Синодальным, и, наконец, взято в удельное ведомство. Стоящая теперь в селе каменная пятиглавая церковь во имя Николая Чудотворца построена в 1642 г. Патриархом Иосифом.

   В Пушкине останавливались цари, идя на богомолье к Троице. Тут, как и в других местах, по дороге им подносили разные припасы, за которые выдаваемы были деньги: так в 1636 г. в сентябре царица Евдокия Лукьяновна приказала выдать попу села Пушкина рубль за то, что он «подносил с попадьею блинки». В следующем году ему же с попадьею царица велела выдать рубль, за то, что «подносил блинки и пироги, и бражку». В сентябре 1641 г. «царица шла мимо села Пушкина, и ее, Государыню, встретили в селе Пушкине Никольской поп Иван с попадьею да с дочерью и подносили ей Государыне пироги и питье, и Государыня пожаловала попу с попадьею по полтине, а дочери рубль». В сентябрь 1643 г. дано села Пушкина попу 16 алтын, 4 деньги за то, что с попадьею подносил царице «пироги пряженые, да сотовой мед».

   Местность, лежащая близ Пушкинской станции, весьма красива и удобна для устройства летних дач, так как окружена еловым лесом, в котором веет здоровый воздух, освежаемый течением реки Учи и речки Серебрянки. В три или четыре года здесь построена москвичами целая колония, состоящая из дач по той и другой стороне дороги; по затейливости архитектуры и по роскошной отделке отличаются дачи: Мамонтова (на левой стороне пред мостом), Горбова (на противоположной стороне), Лапутского и др. Для купанья и прогулки дачникам нельзя найти более удобного места на линии Троицкой дороги. Среди дач красуется изящно построенная церковь в честь Боголюбской иконы Богоматери. Земля под постройку дач отдается в аренду на 95 лет по 24 рубля в год за десятину; за лес, которым имеет право пользоваться арендатор, назначается единовременная плата по оценке.

   Пушкино известно ткацкою и красильною фабрикою шерстяных материй Е.И. Арман/д/а и суконною фабрикою бывшею И.Т. Прохорова, а ныне М.Е. Попова.

   В пяти верстах далее от Пушкина на правой стороне видно старинное село Братовщино, или Братошино, при речке Скаубе, или Скалбе, впадающей в Клязьму. Это село лежало на половине пути к Троице, и тут отдыхали цари во время богомольных шествий. Из одного акта ХVI в. видно, что в Братошине в это время был монастырь. В актах конца того же столетия село Братошино называется Государевым. В ХVII в. в Братовщине упоминаются три церкви с отдельными причтами: одна во имя Николая Чудотворца, другая в честь Покрова Богоматери, третья в честь Благовещенья. При Императрице Анне Иоанновне на место деревянной Никольской церкви построена каменная.

   В Братовщине в 1613 г. встречали новоизбранного царя Михаила Феодоровича, ехавшего из Костромы, Ростовский митрополит Кирилл, князь Воротынский и многие бояре: вся дорога от Москвы до Братовщины покрыта была народом. Вскоре для нового царя выстроены были здесь новые царские хоромы, в которых 28 сентября 1623 г. он праздновал новоселье. В сентябре 1636 г. во время Троицкого похода царица Евдокия Лукьяновна с своими детьми слушала в Братовщине молебен у церкви Николая Чудотворца, и по ее приказу «дано за молебен попу 2 рубля, да церкви Покрова Пречистыя Богородицы попу рубль». В тоже время она пожаловала села Братошина крестьянину Ваське Матвееву полтину за то, что подносил царице «пресной мед сотовой, да репу».

В 1655 г. патриарх Никон в Братовщинских прудах ловил рыбу.

   В начале нынешнего столетия Карамзин застал в Братовщине упраздненную деревянную церковь и здание, похожее на амбар, называвшееся Царскою вышкою. Церковь стояла на том месте, где за селом кончалась березовая аллея, ведшая к деревянному на каменном фундаменте дворцу, построенному Императрицею Елисаветою Петровной. Дворец состоял из 27 комнат. При дворце был большой сад с кедровыми и плодовыми деревьями; в 1773 г. в Московских Ведомостях публиковалось о продаже в Братовщинском саду «разного садового слетья и ягод, кроме белых вишен и кедровых шишек». Екатерина II во время пребывания своего в Братовщине в 1775 г. приказала выстроить здесь большой каменный дворец. Сделан быль фундамент, изготовлены материалы — и все так было оставлено.

Талицы

   Талицкая станция называется так от деревни Талиц, лежащей направо в виду станции, при реке Талице. Селение существовало еще во времена Дмитрия Донского и упоминается в договоре его с Рязанским князем Олегом Ивановичем.

   Река Талица в старину была рыболовная, и на ней ловили даже бобров в ХV в.; в этих местах часть реки пожалована была Дмитровским князем Петром Дмитриевичем, сыном Донского, Троицкому Сергиеву монастырю при игумене преп. Никоне. В Талицах во время царских богомольных хождений бывал царский стан в шатрах.

   В деревне Талицах находится часовня, принадлежащая Махрищскому монастырю. Против часовни, на другой стороне, в горе вырыты пещеры тружеником Махрищского монастыря монахом Антонием, который подвизался здесь 9 лет и скончался в 1827 г. Близ этого места находится имение известного лесопромышленника В.П. Ангина, Талицкого уроженца.

   В пяти верстах от Талиц на Троицком шоссе стоит село Рахманово, или Рахманцево. Село это куплено в Троицкий Сергиев монастырь еще преемником пр. Сергия, игуменом Никоном»…

*     *     *

    А спустя пять лет, в 1887 г., благодарные пассажиры поездов к Троице могли ознакомиться с новой книгой редактора тогдашних «Ведомостей Московской городской полиции», статского советника и москвоведа МИХАИЛА ПЕТРОВИЧА ЗАХАРОВА (1817-1889) «Окрестности Москвы по Ярославской железной дороге».

 

Обложка путеводителя М.П. Захарова

 Итак, следующая остановка –

«ПЛАТФОРМА ТАРАСОВСКАЯ

 

Платформа Тарасовская Старинная открытка

   Подъезжая к этой платформе, версты две в правую сторону, вы видите купол старинного барского дома, окруженного прекрасным сосновым лесом, на берегу реки Клязьмы. Это поместье коммерции советника С.В. Алексеева. Мы не будем описывать самой дачи, везде видна роскошь и полное довольство: старинный барский дом, окруженный роскошными цветниками и сосновым парком, отдельно от дома, домовая церковь — деревянная, устроенная с большим вкусом, каменная набережная, изящные беседки и проч. Дача превосходная; но это не диво: под Москвою много хороших дач, есть и подобные ей, есть и лучше; но здесь обращает на себя внимание благотворительность хозяина: при даче – особое здание в котором помещается аптека и приемные комнаты для приходящих больных. Каждую неделю в назначенный день приезжает сюда из Москвы доктор и подает пособие приходящим и приезжающим больным окрестным крестьянам, которые стекаются в большом количестве, в год перебывает до пяти тысяч человек – при подании помощи им тотчас же дают из аптеки лекарства, тоже бесплатно. При приемных покоях живет постоянно фельдшер, который каждый день к услугам больных.

   Возле дачи г. Алексеева прекрасная дача и фабрика В.Г. Сапожникова, при даче училище для фабричных и окрестных крестьян, которое г. Сапожников содержит на свой счет.

Далее:

МАМОНТОВСКАЯ ПЛАТФОРМА.

 

Платформа Мамонтовская. Со старинной открытки

   Подъезжая из Москвы к этой платформе, на левой стороне, на горе возвышается роскошная дача г. Мамонтова, пред домом на полугорке цветник-ковер, который ведет вас к пруду с плавающими на нем лодками; вид на дачу великолепный, а на правой стороне, в местности, называемой Жариново, красуется богатая дача г. Горбова, за которой тянутся маленькие дачки. Все они окружены сосновым и еловым мелколесьем, по которому, мимо дома г. Мамонтова, дорога, по сухой песчаной почве ведет вас в прелестный уголок дачной жизни — это деревня Листвяное (Листвяны. – И.П.).

 

Мамонтовка. Дача А.Н. Мамонтова. Со старой фотографии

 

Платформа Мамонтовская. Вид на дачу А.М. Горбова. Со старой открытки

   Здесь вы не найдете ни роскошных дач, ни богатых цветников, ни изящного парка, просто одна слобода с маленькими домиками для дачной жизни, – но зато найдете здесь полное спокойствие для отдыха от столичного шума. Здесь не бывает, по обычаю других дач, ни балов, ни музыки, нет никаких увеселительных заведений; сюда еще не проникла зараза других более крупных дач: это роскошь и соперничество в костюмах дачных жительниц, а ведь это величайшее благо! Вид от Листвяного прелестный: под горой, извиваясь по обширному лугу, струится река Пуча (так в оригинале. – И.П.), окаймленная по обоим берегам мелким ольшняком, за ней на горе величаво возвышается церковь села Пушкина, вдали видно несколько крупных дач.

   Очаровательная местность! Сосновая роща — прекрасная прогулка для дачников, которые в нее ходят даже за грибами. Все эти блага покойной жизни в версте от платформы, верстах в трех от Пушкинской станции и в часовом расстоянии пути от Москвы. Извозчик до станции, по самой дешевой цене, всегда к вашим услугам. Поезды в Москву и обратно проходят четыре раза в день.

За Мамонтовской платформой сейчас же

СТАНЦИЯ ПУШКИНО,

село, известное в нашей истории тем, что в нем боярин Иван Андреевич Хованский, оклеветанный Милославским, взят был под стражу.

   Прежде это село было митрополичьим, потом патриаршим и синодальным и, наконец, перешло в Удельное ведомство.

   Видимая нами каменная церковь во имя Николая Чудотворца, сооружена в 1642 г. Патриархом Иосифом; в ней стояло патриаршее место, но по указу Синода в 1753 г. оно вынесено оттуда. Здесь также был патриарший дом, в коем Цари и Патриархи останавливались, когда езжали в Троице-Сергиев монастырь. <…>

   Троицкие походы продолжались по поскольку дней. Где Царь останавливался, его встречали посадские люди: Ростовцы, Ярославцы, Переяславцы, Угличане с хлебом и солью, иногда с рыбою; кром того, крестьяне и крестьянки лежащих по Троицкой дороге селений подносили Царю и Царице хлеб, калачи, блины, сыр, квас, пиво, бражку, мед, соты, орехи, репу, бруснику, землянику и другие овощи, а для Царевичей — игрушки и потехи. Посадских людей Государь приказывал поить и кормить досыта, а крестьян и крестьянок оделять по нескольку алтын, по полтине и рублю из особой казны. Троицкая же братия подносила Царю своего изделия деревянные братины, ковши, ложки и другие вещи, раскрашенные и раззолоченные.

 

Станция Пушкино. Вокзал 1864 г. постройки. Со старой фотографии

 Теперь в Пушкине много прекрасных дач возле самой железной дороги. В недавнее время тут сооружена еще прекрасная деревянная церковь в готическом вкусе.

За Пушкиным, верстах в десяти,

СПАССКАЯ ПЛАТФОРМА (ныне Зеленоградская. – И.П.),

названная так по прилегающему к ней селу Спасскому.

 

Платформа Спасская. Со старинной открытки

   Село Спасское, старинное поместье, принадлежавшее прежде графам Комаровским, а теперь принадлежит камергеру А.А. Майкову; находится в правой сторон в расстоянии ¼ версты от платформы.

 

Спасское. Со старинной открытки

    Здесь среди обширного парка разбросаны сельские домики очень привольные для дачной жизни и между ними выдается старинный барский дом, занимаемый в летнее время самим владельцем г. Майковым. Впереди дома раскинут обширный цветник, за которым тянется под гору широкий луг, спускающийся к речке и образуемому ею бассейну.

   В нескольких шагах от дома — очень красивая, о трех приделах церковь, построенная при Петре Великом, возобновленная и расширенная приделами гр. Комаровским, украшена прекрасною иконною живописью. В церкви богатая утварь, между которой обращают на себя благоговейное внимание два золотые креста с мощами. По строго выдержанному простому, но изящному стилю, на церковь эту можно указать, как на одну из изящнейших сельских церквей.

   Вид с балкона барского дома на громадный с проточной водой бассейн, а также на противуположную за ним сторону, по которой проходит Троицкое шоссе, очень красивый.

   В этом имении теперешним владельцем его, г. Майковым введено в малом размере рациональное сельское хозяйство и устроена ферма.

Дачная жизнь в Спасском — тихая, спокойная, привольная.

От Пушкина же, верстах в пяти в сторону, на речке Скаубе (Скалбе. – И.П.) расположено

СЕЛО БРАТОВЩИНА.

   Прежде оно было Царским поместьем. Каменная здесь церковь с двумя престолами: в честь Благовещения и Покрова Богородицы, построена при Императрице Анне Иоанновне. Здесь был дворец, в котором останавливались для отдыха и для ночлега Цари, нередко ходившие на богомолье в Троицкую Лавру пешком. В 1623 г., 28 сентября, Царь Михаил Феодорович праздновал новоселье в новых хоромах села Братовщины. В начале XIX столетия тут было еще ветхое строение, оставшееся от времен Царя Алексея Михайловича, и упраздненная деревянная церковь. Строение это, походившее на амбар, называлось царскою вышкою. Императрица Елизавета Петровна построила в Братовщине деревянный дворец на каменном фундаменте; в нем было 27 комнат и трое сеней. Императрица Екатерина Великая посетила Братовщину в 1775 г., ей понравились виды этого селения, а потому она приказала построить новый дворец. Изготовлены были материалы, но постройка не состоялась.

   Братовщинские пруды славились рыбою – в них в 1655 г. патриарх Никон сам с клиром своим ловил рыбу.

 

Братовщина. Со старинной открытки

    За дворцами был большой сад в голландском вкусе, с галереями и беседками; в нем росли кедры и разные фруктовые деревья. Теперь от всего этого и следов не осталось.

   В историческом отношении Братовщино замечательно тем, что в нем в 1613 г. был встречен умоленный на царство духовенством и боярами Царь Михаил Федорович Романов. Здесь ожидали его митрополит, бояре, окольничие, дворяне и множество народа. Юный Государь, испросивши себе благословение у Преподобного Сергия, из Братовщины отправился в Москву.

Далее следует станция

ТАЛИЦЫ.

Здесь очень древнее селение Талицы, о нем упоминается еще в 1381 г.

 

Талицы. Часовня. Со старой фотографии

    Пройдя талицкий мост, богомольцы останавливаются помолиться в часовне и посмотреть пещеры, выкопанные в продолжении 9 лет монахом Мохрицкого монастыря Антонием, который и погребен здесь возле часовни.

Далее, близ Хотькова монастыря –

село РАХМАНИНО (Рахманово. – И.П.),

замечательное по битве, бывшей в 1609 г. между князем Иваном Шуйским и Сапегою»…

Подготовил

Игорь Прокуронов






(Продолжение следует)

Источник: Пушкино сегодня