Дела семейные

Дела семейные

Мама – главный человек. Но порой комплекс факторов говорит о том, что женщина и мужчина не хотят выполнять обязанности по воспитанию детей. Только в этом году в Серпуховском городском суде рассмотрено более 50 дел о лишении родительских прав.

Марии Егоровой (изменено) – 21 год. Она не наркоманка, не алкоголичка. Три года назад у неё родился сын, а в феврале – дочь. Только полноценного счастья материнства девушка не испытывает: по старшему она лишена родительских прав, а по малышке – ограничена… О перипетиях и превратностях судьбы разговор со старшим помощником серпуховского прокурора Юлией Волковой.

– Что же случилось с Машей?

– Она – несчастная девушка, не видевшая ни любви, ни ласки, которой ни за помощью, ни за советом обратиться не к кому. Даже мать не принимает участие в её жизни. Поэтому Маша как могла, так и действовала. Но я считаю, что ограничили девушку преждевременно. Нарушение, которое зафиксировали органы опеки, было разовое, а не системное. Сейчас Маша хочет восстановиться в правах на обоих детей. Она их навещает у опекунов, общается, но как действовать – не знает. Таких людей надо обучать и просвещать. Далеко не каждый родитель борется за своего ребёнка.

6f291b7f535f44c6b461c30d554966c8.jpg

– Это противоестественно…

– Когда органы опеки выходят в суд на лишение, они предоставляют весомые аргументы, что родители не хотят, не готовы воспитывать ребёнка или даже нескольких детей.

– И совершенно не обязательно лишат с первого судебного заседания?

– Лишение – крайняя мера. Это достаточно серьёзный судебный процесс. Все дела рассматриваются с непременным участием прокурора, собирается и предоставляется доказательная база, заключение органов опеки и попечительства. Семейный кодекс РФ закрепил приоритет воспитания детей за их родителями. То есть всеми силами и возможностями органы будут пытаться вернуть ребёнка в семью, но так, чтобы не было ему в ущерб.

– Сначала беседы, встречи, контроль?

– Да. В прошлом году, например, был случай. Обычная пара со среднестатистическим доходом, оба работают. В запои не уходят, но иногда позволяют себе лишнего. Дети обуты, одеты, накормлены, не бродяжничают. Но прививки им не делают, секции-кружки они не посещают, читать и писать не умеют, в школу и садик не ходят. Родители объяснили, что старший болел часто и решили пока в школу не отдавать. А младшего в садик не определили, потому что по утрам вставать лень… Долго разбирались с этой ситуацией и решили попытаться сохранить семью. Суд вынес предупреждение об изменении своего отношения к воспитанию детей. Больше в поле зрения органов системы профилактики эта семья не попадала.

– Предупредили, ограничили – никаких изменений. Далее – лишение. Это конец?

– В родительских павах восстановиться можно. И такие решения есть, но очень редко. В этом году – всего два случая.

– Бывают, что родители не могут найти баланс в воспитании детей и подают на лишение прав супруга?

– В этом году рассматривали подобную историю. Женщина вышла в суд на лишение родительских прав бывшего мужа. В основу доказательств положила довод: он в воскресенье не даёт сыну спать – забирает утром в храм на службу, и вообще лишает его детства. А между тем папа возит ребёнка в секцию, музыкальную школу, к репетитору. Отец проявляет потрясающую заботу – духовой инструмент и спортивную форму сына он выносит из дома и кладёт в уже тёплую машину… Два дня шло слушание и суд, не найдя оснований, вынес решение не лишать мужчину прав. А в прошлом году был совершенно противоположный случай. Женщина была лишена прав за истязание маленькой дочери, привлечена к уголовной ответственности, а ребёнок воспитывался у отца. И по истечении года женщина обратилась в суд, чтобы её восстановили в правах, потому что бывший муж не даёт общаться с девочкой наедине. Мужчина объяснил, что он боится оставлять дочь с матерью. В правах её не восстановили.

bd1fc0b6f894d9513a334df0ccb01758.jpg

– Наверное, во многих вопросах помогает проведение экспертиз?

– Мы не решаем вопрос об их назначении на предмет дееспособности, когда слушаем дела о лишении – закреплено законодательно, что это не связанные друг с другом вопросы. Но может быть назначено проведение психолого-педагогический экспертизы, если речь идёт о возвращении ребёнка родителю. Сейчас в суде рассматривается такое дело. Женщина была лишена прав, когда отбывала наказание. Сейчас она обратилась в суд и просит, чтобы ей вернули ребёнка. Призналась, что многое пересмотрела, находясь в тюрьме, прошла курс лечения, устроилась на работу, сделала ремонт дома, купила всё, что надо сыну для учёбы и отдыха. Мальчику сейчас восемь, с года он живёт у опекуна, называет её мамой. И эта женщина категорически против, чтобы биологическая мать общалась с сыном. Назначили сейчас всем психолого-педагогическую экспертизу. Кстати, двоих старших детей истице уже вернули. Но там было проще – опекуном выступала их бабушка.

kodexsemeini.png

– Да, суду будет очень сложно…

– Суду сложно при принятии любого решения. Это только кажется, что всё на поверхности...

P.S.: Маша Егорова устроилась на работу и собирается замуж. Кстати, избранник готов усыновить её детей. В настоящий момент готовится апелляционное представление на решение суда по ограничению девушки в правах. Есть все шансы, что Маша обретёт-таки простое женское счастье.

Источник: Сетевое издание «Серпуховские вести»