История одной судьбы

История одной судьбы
Фото мон. Феофании (Филиппова).jpg

На подвиг исповедания перед лицом безбожной власти, пришедшей в России в 1917 году, вышли и монахини серпуховского Введенского Владычного монастыря, который, как и многие обители, претерпел поругание и опустошение, а вместе с ним его трагическую участь разделили и почти все его насельницы
Александра Куприяновна Филиппова (в девичестве Торпашова) родилась в крестьянской семье. Её дед был крепостным, но в 1851 году отпущен на волю с сыновьями, а в 1860 году он уже числился московским купцом. Старший его сын Куприян Торпашов упоминается в московском справочнике как владелец трактира и крупной пекарни. Его дочь Александра, родившаяся в 1858 году, вышла замуж, овдовела в 40 лет, решила посвятить себя Богу и поступила во Владычный монастырь. Здесь она около 3 лет трудилась портной в ризнице. Послушницей стала в 1902 году, а в 1906- м приняла постриг с именем Феофания. В год революции она была вторым лицом в монастыре, исполняя должность казначеи с 1912 года. За несколько месяцев безвластия начались поджоги и разграбления усадеб, под угрозой оказалось и монастырское достояние: 380 сестёр, живших в монастыре, в канун 1918 года оказались на грани голода. Игумения Валентина (Лентошникова) обратилась в Земком с просьбой сохранить монастырю запасы дров, помещения и земли, где насельницы выращивали овощи для пропитания. Но местный Совет учинил унизительную опись монастырского имущества, а затем принялся за отъём сельскохозугодий и помещений, которые передали авиашколе.

стрельбом в монастырре.jpg

Остался один действующий храм, но общинная монастырская жизнь прекратилась уже в 1919 году. Послушницы и инокини, которые ещё не были выселены, устраивались прачками, санитарками, обрабатывали оставшиеся за ними огороды, для чего им пришлось объединиться в артель, находившуюся под неусыпным оком совдепа. Весной 1922 года обчистили ризницу монастыря, сорвали с икон серебряные оклады, вывезли богослужебную утварь. В начале 1924 года Комиссия об использовании помещений бывших монастырей констатировала: «Владычний монастырь в г. Серпухове. Церковь не закрыта, монахинь нет, помещение занято Авиашколой и др. организациями». Осиротевшие сёстры проживали у родственников, окрестных крестьян и слобожан, посильно помогая им по дому. Введенский храм продолжал действовать до 1927 года. Испытания сплотили бывших насельниц, от рассеяния их удерживало нравственное влияние матушки игумении Валентины, продолжавшей воодушевлять вверенных её попечению сестёр. В мае 1931 года Серпуховский отдел ОГПУ арестовал и подверг допросам уцелевших послушниц и инокинь Владычного монастыря, которых оставалось более ста. Большую часть из них «тройка» ОГПУ приговорила к ссылке в Казахстан, куда все они были отправлены по этапу. Не тронули только игуменью Валентину, которой в то время было 76 лет. В числе прочих была арестована и Александра Куприяновна Филиппова (инокиня Феофания). Она была самой старшей из всех, помещённых в серпуховский Домзак. На тот момент ей шёл уже 73-й год. Приговор «тройки» последовал стандартный: ссылка на три года. Их отправляли в разные города и селения Казахстана – Челкар, Тургай, Актюбинск. Там в 1931 году начался страшный голод, за два года погибли сотни тысяч людей. При этом ссыльные насельницы Владычного монастыря не утратили связь между собой, вели переписку, изредка навещали друг друга, оказывали посильную помощь. Судя по отрывочным сведениям, Феофания была главным духовным авторитетом для сестёр, её почитали за игумению этой обители «в рассеянии сущей». До сего дня не удалось установить место и дату её смерти, на родину она не вернулась, и местом упокоения Феофании стала чужбина. Монастырь просит откликнуться всех, кто был свидетелем истории Введенской Владычной женской обители г. Серпухова, чьи родственники, близкие или знакомые были связаны с нею, у кого в семейном архиве сохранились фотографии монастыря. Телефон: + 7 (4967) 72-46-25. Электронный адрес монастыря: [email protected]

Источник: Сетевое издание «Серпуховские вести»